Библиотека >> Из лягушек в принцы. Вводный курс НЛП тренинга январь 1978 г.
Скачать 156.07 Кбайт Из лягушек в принцы. Вводный курс НЛП тренинга январь 1978 г.
Если вы можете запрограммировать себя так, чтобы искать новое, полезное для себя и учиться этому, а не стараться найти случаи, где то, чему вас учат, неприменимо, то вы обязательно обнаружите эти случаи, это я вам гарантирую. В этих случаях я рекомендую вам попробовать что-нибудь другое.
А сейчас я отвечу на ваш вопрос. Возьмем крайний случай - человека, у которого опыт общения с миром ограничен. У нас был пациент, который в течение двенадцати лет сидел дома, лишь три раза в неделю покидая дом для визита к психиатру. С 12 до 22 лет он постоянно принимал психотропные средства. У него была очень небогатая персональная история. Но 12 лет подряд он смотрел телевизор, и это составило достаточный ресурс, который позволял нам вводить изменения, в которых он нуждался. Разрешите мне переформулировать ваш вопрос. Если вы спрашиваете клиента: "Каким бы вы хотели быть?", а он согласованно отвечает: "Я не знаю, чего я хочу. Я действительно не знаю, в каком ресурсе я тогда нуждался", то что вы тогда будете делать? Вы можете попросить его угадать. "А если бы вы знали, то что бы это тогда было?" "Ну, если вы не знаете, то придумайте. Соврите мне." "Знаете ли вы человека, который знает, как это делается?" "Как бы вы себя чувствовали, если бы знали?" "Кого бы вы напоминали по виду?" "Как звучал тогда ваш голос?" Когда получите ответ, тогда можете присоединить, закрепить его с помощью якоря. Вы можете буквально конструировать личностные ресурсы. Для большинства людей, которые приходят к вам, и для всех вас, сидящих здесь, личностная история является набором ограничений на ваши переживания и поведение. Конструирование новых возможностей с помощью якорей может буквально преобразить вашу персональную историю - сделать из набора ограничений набор ресурсов. Другой ответ на ваш вопрос состоит в том, что если даже человек не имеет в своем опыте переживаний, которые нужны ему как ресурс, то у него есть представление о том, что бы это могло быть, пусть это даже будет поведение других людей. Внутри человека есть определенная репрезентация, которую он обозначает "поведение других людей" и подобное поведение он себе не разрешает, но это представление все равно находится внутри человека. Если вы можете добраться до этой репрезентации, то можете закрепить ее с помощью якоря. Вы можете сделать это прямо или скрыто. "Ну, я не могу увидеть те образы, на которые вы сейчас смотрите внутри себя, мне не доступно это ваше представление о вашем друге, который умеет это делать. Не можете ли вы сейчас изобразить для меня этого друга, чтобы я понял, к чему вы стремитесь?" "Проявить это поведение, чтобы я понял, как ведет себя Джо в этой ситуации". "Покажите мне, как вы не должны реагировать". Затем закрепите, то, что они делают с помощью якоря, и тогда это станет таким же реальным поведением этого человека, как и любая другая его реакция. Или же, вы можете заставить человека повести себя определенным образом. Когда человек говорит: "Ну, знаете, никогда я себе этого не позволю. Никогда не буду выглядеть подобным образом", то это не обязательно правда. Однажды к нам обратилась женщина, которая, по ее словам, никогда не могла сказать о том, чего ей хочется и утвердить себя, она не могла привлечь к себе внимания других людей. И ее работа, что интересно, была связана с обучением самоутверждению. Она не могла регулярно посещать терапевта, так как это разрушило бы ее репутацию. Мы попросили ее подождать минутку, а сами удалились обсудить ситуацию, обсудив, мы стали просматривать журналы и занимались этим два с половиной часа, пока она в ярости не влетела к нам, чтобы сказать: "Если вы сейчас же займетесь мной! ... и т. п." Если вы достаточно гибки в своем поведении, то можете вызвать нужную вам реакцию тут же, на месте. Мы сделали вывод, что эта женщина знает, как привлечь к себе внимание, если ей обеспечить соответствующий контекст. Мы его обеспечили, она сделала шаг вперед. Мы закрепили его с помощью якоря и перенесли другие, нужные ей контексты. В подобной работе есть свои огромные преимущества. Перед началом работы мы не должны решать, из скольких частей состоит личность клиента, и чем каждая его часть занимается. Мичиганская ТА модель личности состоит из 9 частей: критическая родитель, естественный ребенок, взрослый, маленький профессор и т. д. На теоретическом уровне трансактные аналитики договариваются о том, сколько и каких частей должна иметь личность. Таким образом трансактные тренеры и психотерапевты инструктируют себя в том плане, как им нужно организовать опыт человека. Но ни один из моих клиентов не имел ни "родителя", ни "взрослого", ни "ребенка", если только он не пришел ко мне от трансактного терапевта. В последнем случае личность действительно состоит именно из этих частей. При использовании якорей вам не надо решать до начала сеанса, какие вам нужно использовать категории человеческого опыта и какие виды общения. Вы должны просто принимать все то, что возникает, не стараясь понять значения этого. Я так и не знаю, что такое для Линды Х и Y, но я знаю, что я могу с этим Х и Y оперировать на уровне процесса, не зная никакого содержания, но помогая Линде измениться. | ||
|