Библиотека >> Из лягушек в принцы. Вводный курс НЛП тренинга январь 1978 г.
Скачать 156.07 Кбайт Из лягушек в принцы. Вводный курс НЛП тренинга январь 1978 г.
Мы полагаем, что определенный поведенческий стереотип является наиболее походящей реакцией в определенной ситуации, каким бы странным он ни казался.
Контекст или ситуация, на которую реагирует клиент, на девять десятых состоит из внутреннего опыта, и лишь на одну десятую - из внешнего. Таким образом, если фрагмент поведения выглядит или звучит странно для вас, то это является надежным индикатором того, что большая часть контекста, на который реагирует клиент, недоступна для вас в вашем непосредственном опыте восприятия. Он реагирует на кого-то или что-то в его внутреннем представлении: на мать, отца, какое-то событие и т. п. Очень часто это внутреннее представление находится вне сознания. Линда и Тамми могут подтвердить, что реакции, которые они здесь при работе с нами изменили, являлись реакциями на события, которые произошли когда-то в прошлом. Все это вряд ли удивило кого-то из вас. Я уверен, что у каждого из вас был опыт, подтверждающий наше положение. Особенностью же нашей реакции на это положение является понимание и осознание того, что все мы являемся сходными сбалансированными организмами. Один из способов учесть эту сложность, если вы собираетесь помочь кому-то измениться, - прием, который мы называем ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ. Переосмысление - это конкретный способ контакта с определенной порцией или частью, за неимением лучшего термина, личности, которая или порождает, или блокирует определенное поведение. Мы делаем это, чтобы найти вторичную выгоду из данного фрагмента поведения, и позаботиться о нем как о целостной части процесса, порождающего изменения в данной области поведения. Давайте лучше проиллюстрируем это на примере. К нам обратилась женщина, которую направил один психиатр. Она весила 145 фунтов. Она могла сбросить этот вес до нормального, но каждый раз, когда она это делала, потом обязательно поправлялась снова. Избавиться от лишнего веса она могла, но сохранять нормальный вес была не в состоянии. С помощью переосмысления мы поняли, что у этой женщины не было той части личности, которая возражала бы против потери веса. Та же часть личности, которая заставляла ее переедать и снова набирать вес, делала это для того, чтобы сохранить семью этой клиентки. Можете ли вы понять связь? Если еще нет, то я объясняю дальше. По мнению этой части личности, если бы эта женщина потеряла избыточный вес, и весила бы столько, сколько хотела весить, то она стала бы привлекательной для мужчин. Если бы она стала более привлекательной для мужчин, то они начали бы ухаживать за ней. По мнению той части личности, у этой женщины не было соответствующего ресурса, который позволил бы ей адекватно реагировать на эти ухаживания, т. е. сказать "нет". Такой части личности, которая хотела бы поддерживать избыточный вес, не было. Но зато была такая часть, которая использовала избыточный вес, который позволил ей избегать ситуаций, с которыми она не могла справиться, что привело бы, по ее мнению, к разрушению семьи. Это и есть "вторичная выгода". Суть переосмысления - это разведение намерения, в нашем примере - сохранить брак, и поведения (переедания). Тогда вы сможете найти новые, более приемлемые способы удовлетворения той же самой потребности, осуществления того же самого намерения. Одна из вещей, которую люди понимают с большим трудом, заключается в том, что симптомы работают. Пока избыточный вес нашей клиентки исполняет данное намерение, эта часть личности будет его поддерживать. Когда она будет иметь лучшие способы защиты и сохранения своего брака, то позволит сбросить вес, что эта женщина и делала, практически без всякой диеты. Давайте сейчас проделаем это. Кто хочет измениться? - Тайно... ОК. Дик, сохраняйте содержание при себе, давая людям возможность просто наблюдать за процессом, через который вы будете проходить. И так, кто-то делает что-то такое, относительно чего не имеет выбора, делать это или не делать, такое неудержимое поведение, которое он хотел бы изменить на какое-то другое, или же он хочет что-то сделать, но оказывается не в состоянии. Тут нет две возможности вербального кодирования ситуации. Дик: Это - первое. ОК. Если все в порядке, то давайте присвоим этому стереотипу поведения, который вы хотели бы заместить чем-то более подходящим, кодовое название Х. Теперь я предположу, что стереотип Х, согласно вашей сознательной оценке, не характеризует вас как целостного взрослого человека. Мы уже обозначили стереотип, который он хочет изменить. Это первый шаг. Следующий шаг - это вхождение в общение с частью личности, ответственной за стереотип Х, который Дик хочет изменить. Здесь заключено одно положение, которое я открыто предъявлю Дику, на которое хочу обратить внимание всех присутствующих. Дик, я уважаю часть вашей личности, которая отвечает за стереотип Х, который снова и снова появляется в вашем поведении. Вы попали сюда. Вы сидите здесь. Вы можете делать и делаете в своей жизни много и успешно. Я убежден, что та часть в вашей личности, которая запускает в действие стереотип Х, даже вопреки вашей сознательной оценке, пытается сделать что-то полезное для вас! Я не буду вводить никаких изменений, пока часть вашей личности, ответственная за стереотип Х, не придет к убеждению, что изменения нужны ей так же, как и всей вашей целостной личности. | ||
|