Библиотека >> Из лягушек в принцы. Вводный курс НЛП тренинга январь 1978 г.
Скачать 156.07 Кбайт Из лягушек в принцы. Вводный курс НЛП тренинга январь 1978 г.
Если вы получаете ответ, смысла которого понять не можете, спросите человека, что он делал, отвечая на ваш вопрос. Ваша работа состоит в том, чтобы установить связь между тем, что вы непосредственно наблюдаете, и вопросами которые задаете. Связывайте род информации, заложенный в ваших вопросах, с невербальными ответами, с движениями глаз собеседника. Если чего-то не понимаете - спрашивайте. Вот что я увидел снаружи. Как это соответствует вашему внутреннему опыту? Если собеседник не знает, попросите его угадать, предположить. Визуальная оценка глазодвигательных реакций для нормального организованного праворукого человека. Вс - визуальные сконструированные образы Вэ - визуальные образы воспоминания или эйдетические образы (Расфокусирование взгляда и его неподвижность также говорят о процессе визуального оценивания). Ас - аудиальные сконструированные образы Ав - аудиальные образы воспоминания К - кинестетические ощущения (а также вкус и запах) А - аудиальные образы Рисунок 1. Если вы не получили никаких реакций в ответ на ваши вопросы, сделайте вопросы более трудными. “Какого цвета туфли были у вашей матери, когда вы ее видели в последний раз?” Если вы спрашиваете, какого цвета глаза у вашей матери, и не получаете никакого ответа, сделайте вопрос более трудным: “Глаза у вас тоже голубые. Но темнее или светлее, чем глаза матери?” Это более сложный, требующий провести операцию сравнения вопрос. Собеседник должен будет сформировать образ цвета своих глаз и цвета глаз своей матери и сравнить их. Через 4-5 минут вы определите для себя, какие движения глаз делает ваш партнер, используя в этот момент определенную репрезентативную систему. Затем поменяйтесь ролями, так чтобы оба из вас имели возможность и задавать вопросы, и наблюдать ответы. Если вы натолкнетесь на что-то непонятное - обратитесь к нам, и мы подойдем к вашей паре, чтобы помочь вам уловить смысл того, что происходит. Мы предлагаем вам обобщения, а любое обобщение в определенном конкретном случае может отказаться неверным. Обобщение - это только трюк (как, впрочем и многое из того, что мы здесь будем делать), используемый, чтобы привлечь внимание к определенному аспекту вашего опыта восприятия, который вы обучились не замечать. Заметив же его, вы приобретете мощный источник информации о подсознательных процессах другого человека. Вы встретитесь с людьми самой необычной организацией мозга, но в любом случае эта организация будет систематической. Даже человек, смотрящий прямо вверх, если он испытывает кинестетическое ощущение, и прямо вниз, созерцая внутренние образы, будет в этом постоянен. Важно, чтобы в вашем опыте восприятия сформировалось, кто что делает. А сейчас приступайте к упражнениям и откройте для себя то, что вам удастся открыть. * * * * * * * ОК. Как идут упражнения? Многие из вас озадачены. У многих из вас возникли затруднения или вопросы, кто-то растерялся. Давайте разберемся. Женщина: Мы пришли к выводу, что легче обучиться, наблюдая за тем, кто задает вопросы, чем за тем, кто отвечает. По движению глаз задающего вопросы можно определить, какого типа вопрос будет задан. Мужчина: Когда я задал моему партнеру аудиальный вопрос, он дал на него визуальную реакцию. Помните ли вы свой вопрос? Мужчина: Каковы первые четыре ноты в пятой симфонии Бетховена? ОК. Встретился ли кто-нибудь с чем-то аналогичным? Некоторые из вас задавали аудиальные или кинестетические вопросы, замечая, что собеседник в ответ визуализирует, а затем выдает вам аудиальную или кинестетическую информацию. Понятно, ли вам что здесь происходит? Крис, что вы делали в ответ на вопрос о пятой симфонии? Читали ли вы нотные знаки? Или видели пластинку? Крис: Нет, я слышал эти ноты. Так вы их слышали. Осознавали ли вы появление перед этим какого-нибудь зрительного образа? Тут мы имеем дело с одним из интереснейших несоответствием между сознанием и тем, что Крис предлагает невербально. Крис, знаете ли вы, с каких четырех нот начинается пятая симфония? Да, вы знаете. Женщина: Но это может быть для него чем-то пространственным. Можете ли вы обеспечить сенсорным опытом слово "пространственный". В тех случаях, когда мы будем слышать от вас слова типа "задумчивый" или "пространственный", мы будем просить вас до или после употребления таких слов просто сказать о том, что вы видели, слышали или ощущали, чтобы мы могли с вами согласиться или не согласиться. Слова же типа "пространственный" имеют для каждого свой смысл. Женщина: Хорошо. Я услышала “та-та-та-та” и увидела какой-то кусочек пространства, нет, я не видела. Те из вас, у кого сейчас были подобные Крис партнеры, пусть проверят с ними то, что я скажу. С ними происходит следующее: они ищут и находят визуальный образ, который каким-то способом воспроизводит ответ на вопрос. Затем просто имитируя этот визуальный образ, они слышат звуки, соответствующие данному визуальному опыту. Сейчас мы должны указать на одно различие. | ||
|