Библиотека >> Из лягушек в принцы. Вводный курс НЛП тренинга январь 1978 г.
Скачать 156.07 Кбайт Из лягушек в принцы. Вводный курс НЛП тренинга январь 1978 г.
Для них само выживание связано со снегом, и поэтому они проводят очень тонкие различия. У лыжников тоже есть множество слов для обозначения видов снега. О. Хаксли в своей книге "Двери восприятия" замечает, что обучаясь языку, человек становится наследником мудрости всех тех людей, которые жили до него. Но он, этот человек, становится жертвой в определенном смысле этого слова. Из всего неизмеримого многообразия внутреннего опыта лишь некоторые из его элементов получают наименование и поэтому привлекают внимание человека. Другие же не менее важные, и быть может, более драматические и полезные элементы опыта, будучи неназванными, обычно остаются на сенсорном уровне, не вторгаясь в сознание.
Между первым и вторым отражением опыта обычно есть расхождение. Опыт и способ представления этого вопроса самому человеку - это две разные вещи. Один из наиболее опосредованных способов представления опыта - это отражение его с помощью слов. Если я скажу "На столе, который здесь стоит, находится стакан, до половины наполненный водой", то этим предложу вам ряд слов, произвольных символов. Вы можете согласиться, или не согласиться с моим утверждением, поскольку в данном случае я апеллирую к вашему сенсорному опыту. Если же я буду использовать слова, не имеющие прямых ссылок в опыте восприятия (хотя у вас программа, позволяющая потребовать от меня других слов, более близких к сенсорному опыту), то единственное, что вам остается, если вы захотите понять, что я говорю - это прибегнуть к вашему прошлому опыту, найдя ссылки в нем. Ваш опыт совпадает с моим в той степени, в которой мы разделяем одну культуру с ее основными предпосылками. Слова должны соответствовать той модели мира, которая есть у вашего собеседника. Слово "контакт" имеет совершенно разный смысл для человека из гетто, представителя среднего класса, и для представителя одной из ста семей, относящихся к правящей верхушке. Нет иллюзия, что люди смогут понять друг друга всегда. Слово соответствует элементам опыта, отличающимся у каждого человека, отсюда и возникает разница в их значении. Я считаю, что психотерапевт должен вести себя так, чтобы у клиента создавалась иллюзия того, что вы понимаете, что он говорит. Но хочу предостеречь вас самих от этой иллюзии. Многие из вас, впервые встречая клиента, уже имеют какие-то интуитивные впечатления о нем. Быть может, для вас нет такой клиент, с которым вы с первого взгляда знаете, что психотерапевтический процесс здесь будет очень трудным, что пройдет очень много времени, прежде чем вы сможете помочь ему сделать выбор, к которому он стремится, хотя вы еще совершенно ничего не знаете о том, каков же тот выбор. О других же клиентах с первого взгляда складывается совершенно другое впечатление - вы знаете, что с ним будет интересно работать и вы будете пытаться удовлетворить себя в работе. Вы предчувствуете приятное волнение и приключения в поисках вместе с ними новых способов поведения. Кто из вас испытывал подобное предчувствие? Попрошу вас сюда. Знаете ли вы, когда вы испытываете подобное переживание? Женщина: Да. Что это за переживание? Давайте, я вам помогу. Начните с того, что слушайте мои вопросы. Вопрос, который я вам задам, - это один из тех вопросов, которые я хочу научить задавать вас всех. Вот он: "Каким образом, вы узнаете о том, что вы ощущаете инстинктивную догадку" (женщина смотрит влево и вверх). Да, вот как вы об этом узнаете. Она ничего не сказала, вот что интересно. Ответ на вопрос, который я задал, она переживала невербально. Этот процесс аналогичен тому процессу, который происходит тогда, когда мы переживаем интуитивную догадку. Это был ответ на мой вопрос. Из нашего семинара вы можете извлечь по крайней мере следующий вывод: вы будете получать ответы на наши вопросы в той мере, в какой ваш сенсорный аппарат будет настроен на то, чтобы замечать ответы. Вербальная или сознательная часть ответа редко относится к делу. Давайте сейчас вернемся назад и произнесем вопрос снова. Как вы узнаете о том, что испытываете интуитивную догадку? Женщина: Ну, разве что мне вернуться к предыдущему диалогу. Я старалась облечь ответ в какую-то форму. Это было для меня символом" - "Каким символом?" “Было ли это что-то, что вы видели, слышали или ощущали?" Женщина: Я как бы увидела это в голове..." - "Да. Вы увидели это в своей голове. Это была картина". Вся информация, которую она передала нам вербально, являлась бы избыточной, если бы вы были в состоянии, заметить ее невербальный ответ на заданный вопрос. Все, что она передала нам вербально, ранее было выражено невербально, причем выражено значительно более тонко. Если вы прочистите ваши сенсорные каналы, то вслед за тем, как вы сделаете какое-то утверждение или зададите вопрос, собеседник всегда даст вам невербальный ответ, вне зависимости от того, осознает он это или нет. Информация о репрезентативных системах данного человека может быть получена множеством различных способов. | ||
|