Библиотека >> Кант и проблема метафизики

Скачать 72.08 Кбайт
Кант и проблема метафизики

370).
Греческое jusiz этимологически то же, что русские "бытие", "былинка". О
сужении древней jusiz до современной "природы" в смысле предмета
естественнонаучного познания см. Ахутин А. В. Понятие "природа" в
античности и в Новое время ("фюсис" и "натура"). М.: Наука, 1988.

(15) "Всякий центр силы... из себя конструирует весь остальной мир" (Ницше
Ф. Воля к власти   306); "Ценности и их изменения стоят в связи с
возрастанием силы лица, устанавливающего ценности" (  14); "Точка зрения
'ценности' - это точка зрения условий сохранения, условий подъема сложных
образований с относительной продолжительностью жизни внутри процесса
становления" (  715).

(16) См. прим. 4. В эпоху "реальной действительности" кажется, что
запредельный мир платонических идей оставлен позади. На деле в практике
нового человека, топчущего "далекую от жизни философию", безраздельно
правит трансцендентное метафизическое начало воли к власти и воли к воле.
Слепота метафизической мысли в том, что она не узнает в наступательной воле
к воле саму себя.

(17) Т. е. фундаментальная онтология Хайдеггера кажется метафизической
мысли отходом от традиции, будучи на деле попыткой осмыслить то бытийное
озарение, в свете которого метафизика только и могла вести свое
истолкование мира.

(18) Andenken прочитывается здесь одновременно как "память" и как "мысль
о...". Русское "память" тоже связано с "мнить", мыслить, хотя эта связь в
нем гораздо менее заметна.

(19) Uber-lieferung - "передача", "предание", "традиция". По Хайдеггеру,
традиция бессильна держаться сама на себе, неспособна к самостоянию; она
восстанавливается в меру настойчивого возвращения к истокам. Традиция
самостоятельно не существует, она каждый раз осуществляется заново.

(20) Heidegger М. Kant und das Problem der Metaphysik. Bonn, 1929.

(21) "Судьба" - приблизительный перевод Geschick, означающего "посылание",
каким оказывается для человека бытийное озарение независимо от того умеет
ли человек принять его как таковое или ограждает себя от события бытия в
последнем случае с вытеснением "судьбы" прекращается и история, будущее
становится материалом волевого планирования.

(22) Имеется в виду неспособность философской публицистики увидеть в
планетарной технике 19 в. завершение европейской метафизики.
Поверхностность - черта современного рационализма (позитивизм, логический
позитивизм, структурализм, технократия), туманность - черта его неизбежной
оборотной стороны, иррационализма в его пестрых разновидностях.

(23) Т. е. всякое что всего лишь есть, дано в бытии, а значит, не само по
себе бытие. Бытие ускользает от фиксации. Не то что бытие где-то существует
само по себе и сверх того еще ускользает от рассмотрения; нет, ускользание
бытия как такового - это и есть само бытие.

(24) Истина - не что и не кто, она то первое, в чьем свете проясняется все.
Эта изначальная ясность истины забыта в эпоху, требующую для всего
доказательств.

(25) Т. е. на последнем витке метафизики важны не предметы как таковые
(эпоха тщательного обследования природы со вниманием к ее мелочам ушли в
прошлое), а подчинение всей предметной данности планомерной организации.
"Управление... стремится всесторонне обеспечить само себя" (см. "Вопрос о
технике". с. 227). Волю к воле не волнует убыль природы, ее задача - взятие
наличной предметности под контроль.

(26) "Восприятие" (лат.). "Идея" в платоновском смысле запредельного
прообраза становится в Новое время представлением в человеческой голове.

(27) Iustificatio, "оправдание", "праведность", "справедливость", т. е.
полное избавление от первородного греха и вины в христианском богословии -
благодать, даруемая за веру в Христа (Послание к Римлянам 5. 1; 8, 4 и др.;
Послание к Галатам, 2, 20- -21). Лютер доводит это учение апостола Павла до
вызывающей остроты: акт сердечной веры без всяких внешних дел благочестия,
ритуала и благотворительности спасает и возвращает "внутреннего человека" к
райской свободе и чистоте. По Хайдеггеру, "поиски достоверности прежде
всего дают о себе знать в области веры как поиски достоверности спасения
(Лютер), затем в области физики как отыскание математической достоверности
в природе (Галилей)" (Heidegger М. Gesamtausgabe. Bd. 15. Seminare.
Frankfurt a. M.: Klostermann, 1986, S. 292). Ницше уличает старую
добродетель справедливости в потакании слабым и провозглашает новую
справедливость как волю жизненной силы к власти, не нуждающуюся в
посторонних санкциях и оправдывающую сама себя. В этом смысле как
лютеровское оправдание верой, так и ницшевская правда силы движимы
одинаковым стремлением к "обеспечению (покоримости, доступности,
обеспеченности)" бытия человеком и для человека (там же, S. 293).

(28) Т. е. не субъект зависит от Я. а наоборот, новоевропейское Я не
осмеливается поднять голову иначе как с санкции вскормленного его кровью и
плотью "субъекта".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40