Библиотека >> Кант и проблема метафизики

Скачать 72.08 Кбайт
Кант и проблема метафизики

Поэтому схема
ноций имеет специфический характер. Как схема вообще она представляет
единства, причем в качестве привходящих в возможный вид правил. Но
представляемые в ноциях единства согласно трансцендентальной дедукции
сущностно необходимо связаны со временем. Потому схематизм чистых понятий
рассудка необходимо должен упорядочивать их в связи со временем. Время же,
как показала трансцендентальная эстетика, является представлением
"единичного предмета" . "Различные времена суть лишь
части одного и того же времени. Представление, которое может быть дано лишь
одним единственным предметом, есть созерцание." .
Поэтому время - это не только необходимый чистый образ схем чистых понятий
рассудка, но также и единственная чистая возможность вида. Эта единственная
возможность вида сама в себе показывает не что иное, как именно время и
временное (Zeithaftes).

Если же завершенное многообразие чистых понятий рассудка имеет образ в этой
единственной возможности вида, то этот чистый образ должен быть образуем
различными способами. Схемы ноций через себя-упорядочивание в связи со
временем как чистым видом дают себе из него свой образ и тем самым
артикулируют единственную чистую возможность вида в многообразность чистых
образов. Так схемы чистых понятий рассудка "определяют" время. "Потому
схемы суть не что иное, как априорные определения времени по правилам"
145,В 184[130]>, коротко - "трансцендентальные определения времени"
138,В 177[127]>. Как таковые, они суть "трансцендентальный продукт
способности воображения" . Этот схематизм a priori
образует трансценденцию и называется поэтому "трансцендентальным
схематизмом".

Пред-оставление себя предлагающего предметного, "напротив", свершается в
трансценденции благодаря тому, что онтологическое познание как
схематизирующее созерцание делает трансцендентальное сродство единства
правила в образе времени a priori зримым, а тем самым - вос-принимаемым.
Трансцендентальная схема посредством своей чистой схемы-образа необходимо
имеет a priori опосредующе соответствующий (korrespondente) характер. Так
что проводимая интерпретация единичных чистых схем как трансцендентальных
определений времени должна показать этот образующий соответствие характер.

Кант заимствует завершенное единство чистых понятий рассудка из таблицы
суждений и в соответствии с таблицей ноций дает дефиниции схем единичных
чистых понятий рассудка. В соответствии с четырьмя моментами деления
категорий (количество, качество, отношение, модальность) чистый вид времени
должен показать четыре возможности образования, а именно: "временной ряд,
временное содержание, временной порядок, временную совокупность"
184 f. [130]>. Эти временнье характеристики не столько систематически
развиваются через анализ самого времени, сколько устанавливаются в нем
"согласно порядку категорий" . Интерпретация
единичных схем начинается подробным сравнительным анализом чистых схем
количества, реальности и субстанции, чтобы затем, становясь все более
сухой, окончиться чистыми дефинициями .

В определенном отношении Кант имеет право на подобную лаконичность
изложения. Ведь если трансцендентальный схематизм определяет онтологическое
познание в основе его существа, то систематическая разработка
онтологических познаний в изображении системы синтетических основоположений
a priori должно необходимо прийти к характеристике схематизма и выявлению
соответствующих трансцендентальных определений времени. Это и происходит,
хотя и в определенных границах .

Легко увидеть: чем более прозрачной по ходу прояснения становится
сущностная структура трансцендентального схематизма и вообще всего того,
что принадлежит целому трансценденции, тем отчетливее выступают и способы
ориентации в темноте этих скрытых "в глубинах нашей души" структур.
Конечно, общая сущность схематизма вообще, и трансцендентального - в
частности, определена вполне однозначно. Но о том, что исследование может
продвигаться и глубже, проговаривается сам Кант в следующем замечании: "Не
задерживаясь на сухом и скучном различении того, что требуется для
трансцендентальных схем чистых понятий рассудка вообще, мы лучше представим
их согласно порядку категорий и в связи с ними" .

Действительно ли только сухость и скука этого занятия удерживают Канта от
дальнейшего различения? Ответ на этот вопрос еще не может быть дан
ниже пар.35>. Но он должен будет разъяснить и то, почему в предлагаемой
интерпретации не делается попытка конкретного разбора кантовских дефиниций
чистых схем. Однако для того, чтобы показать, что кантовское учение о
трансцендентальном схематизме отнюдь не барочная теория и имеет дело с
самими феноменами, следует дать, хотя бы в общих чертах, интерпретацию
одной из категорий, а именно - субстанции.

"Схема субстанции - это устойчивость реального во времени..."
183[129]>. Для полного прояснения схематизма этой схемы следует привлечь
"первую аналогию", т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40