Библиотека >> Кант и проблема метафизики

Скачать 72.08 Кбайт
Кант и проблема метафизики

В виду ее значимости, мы полностью представим
структуру главы:

1. Введение проблемы схематизма на пути традиционной идеи субсумции(А 137,
В 176-А 140, В 179 [126-128]: "Схема сама по себе есть...").

2. Предваряющий анализ структуры схемы вообще и схематизма эмпирических и
математических понятий (до А 142, В 181 [128]: "Наоборот, схема чистого
понятия рассудка...").

3. Анализ трансцендентальной схемы вообще (до А 142, В 182 [129]: "Чистый
образ всех величин...").

4. Интерпретация единичных трансцендентальных схем из ориентации на таблицу
категорий (до А 145, В 184 [130]: "Рассматривая эти схемы...")

5. Выделение четырех классов категорий в перспективе соответствующих
четырех возможностей чистой образуемости (Bildbarkeit) времени (до А 145, В
185 [130]: "Отсюда ясно...")

6. Определение трансцендентального схематизма, как "истинного и
единственного условия" трансценденции (до А 146, В 186 [130]: "Нельзя,
однако, не заметить...").

7. Критическое применение обоснованного через схематизм сущностного
определения категорий (до конца раздела).

Построение главы о схематизме является не "запутанным", но необычайно
прозрачным. Глава о схематизме не "запутывает", но с поразительной
твердостью ведет к ядру всей проблематики Критики чистого разума. Конечно,
все это можно увидеть лишь в том случае, если конечность трансценденции
постигается как основа внутренней возможности, здесь - необходимости,
метафизики, так, чтобы интерпретация могла утвердиться на этом основании.

Ведь Кант и в последние годы своей жизни (1797) писал: "Вообще схематизм -
одно из труднейших мест. Даже г-н Бек не может с ним разобраться. Я считаю
эту главу важнейшей"
Nr.6359>.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[Прим. 1] - данный фрагмент взят из книги М. Хайдеггер "Кант и проблема
метафизики" (1929) (пер. с нем. О.В. Никифорова). - М., "Русское
феноменологическое общество", издательство "Логос", 1997. стр. 50 -64. В
тексте Хайдеггер постоянно сравнивает 1 и 2 издание "Критики чистого
разума" (Kritik der reinen Vernunft). Первое издание (A) и второе (B)
образцово противопоставлены в томе, подготовленном Р. Шмидтом (Meiner
Philosophische Bibliotek, 1926). Везде далее цитируются соотвественно А и
В. Приводимые Хайдеггером цитаты соотнесены переводчиком с русским
переводом Н. Лосского (1907) издания "Кант, Иммануил. Критика чистого
разума", СПб, 1993 (цитируется указанием страницы в квадратных скобках).
Подготовка "электронной" публикации и обработка текста осуществлена
Катречко С.Л.




Хайдеггер

Мартин Хайдеггер


Преодоление метафизики (1)




Перевод: В. В. Бибихин



I. Что значит "преодоление метафизики"? Бытийно-историческая мысль
применяет это обозначение лишь как вспомогательное для того, чтобы вообще
сделать себя понятной. По существу оно дает повод для многих недоразумений;
ибо оно не ведет понимание к той основе, в свете которой история бытия
только и обнаруживает свою суть. Эта суть - событие, в которое всегда
вплетено само бытие. Преодоление, прежде всего, не означает вытеснения
определенной дисциплины из сферы философской "культуры". "Метафизика"
мыслится все-таки как судьба истины сущего, т. е. его бытия в качестве пока
еще потаенного, но исключительного события, а именно забывания Бытия (2).

Поскольку под преодолением подразумевают нечто устроенное философией, более
уместным именованием могло бы быть; уход метафизики. Конечно, это вызывает
новые ложные представления. Уход означает здесь: она прошла и стала былью.
Уходя, метафизика есть как прошедшее. Уход не исключает, а наоборот,
предполагает, что теперь метафизика впервые только и вступает в свое
безраздельное господство среди самого сущего как это последнее в
безыстинном образе действительности и предметности. В свете своего раннего
начала метафизика прошла одновременно в том смысле, что пришла к концу.
Конец может длиться дольше, чем вся предыдущая история метафизики.

II. От метафизики нельзя отделаться словно от некоего воззрения. Ее никоим
образом не возможно оставить позади как учение, в которое уже никто не
верит и за которое никто не стоит.

То, что человек как animal rationale, т. е. теперь - как трудящееся живое
существо вынужден снова и снова пересекать в своих блужданиях пустыню
земного опустошения, могло бы быть знаком того, что метафизика есть событие
в самом бытии и преодоление метафизики совершается как превозмогание бытия.
В самом деле, труд (ср. Эрнст Юнгер, "Трудящийся", 1932) достигает сейчас
метафизического ранга абсолютного опредмечивания всего присутствующего,
существо которого покоится в воле к воле (3).

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40