Библиотека >> Кант и проблема метафизики

Скачать 72.08 Кбайт
Кант и проблема метафизики

е. "основоположение устойчивости".

Прежде всего, субстанция как ноция означает "лежащее в основании
(субсистенция)" . Ее схема должна быть
представлением лежащего в основании, поскольку оно предъявляется в чистом
образе времени. Ведь время, как чистая последовательность "теперь", всегда
есть теперь. В каждой позиции "теперь" оно - теперь. Таким образом, время
показывает постоянство себя самого. Как таковое, время "неизменно и
пребывающе", "оно не проходит"
"изменяется не само время, но то, что есть во времени)>. Точнее говоря,
время не есть некоторое пребывающее среди многих, но оно, именно на основе
названной сущностной характеристики - в каждом "теперь" быть теперь, дает
чистый вид именно пребывания вообще. Как этот чистый образ
(непосредственный чистый "вид") оно предъявляет лежащее в основании чистого
созерцания.

Но эта функция представления станет очевидной лишь в том случае, если (что
Кантом здесь опускается) будет принято во внимание полное содержание ноции
"субстанция". Субстанция - это категория "отношения" (между
самостоятельностью (Subsistenz) и принадлежностью (Inharenz)). Она имеет в
виду лежащее в основании "присущего" ("Anhangendes"). Потому время лишь
тогда есть чистый образ ноции "субстанция", если оно представляет именно
это отношение в чистом образе.

Однако время как последовательность "теперь" именно потому, что оно, будучи
текучим в каждый момент "теперь", и есть "теперь", всякий раз есть также и
некое другое "теперь". Как вид пребывания оно одновременно предлагает образ
чистого изменения в пребывании.

Поэтому уже эта приблизительная интерпретация трансцендентальной схемы
субстанции, еще весьма отдаленная от проникновения в изначальные структуры,
должна показать: то, что полагается ноцией субстанции, может a priori
получить во времени чистый образ. Тем самым, предметность в
пред-оставлении, поскольку субстанция как конституирующий элемент является
таковой присущей, становится a priori наглядной и воспринимаемой. Благодаря
этому схематизму мы можем заранее наблюдать ноцию как схематизированную,
так что в этом предшествующем взгляде на чистый образ устойчивости для
опыта может показаться неизменяющееся в изменении сущее как таковое.
"Значит, времени, которое само является неизменяемым и пребывающим, в
явлении соответствует неизменяемое в существовании" (т.е. в
наличном сущем).

В соответствии с этим, трансцендентальный схематизм является основой
внутренней возможности онтологического познания. Он таким образом образует
предстоящее в чистом пред-доставлении, что представленное в чистом мышлении
необходимо наглядно дает себя в чистом образе времени. Значит, именно
время, как a priori подающее [вид], с самого начала наделяет горизонт
трансценденции характером воспринимаемого предложения. Но это еще не все.
Как единственный чистый универсальный образ оно придает горизонту
трансценденции предварительную завершенность (Umschlossentieit). Этот
единый и чистый онтологический горизонт есть условие возможности того, что
данное внутри него сущее может иметь тот или иной частный открытый, а
именно - онтический, горизонт. Причем время не только дает трансценденции
предварительную единую связь (Zusammenhalt), но, как чистое себя-подающее,
также предлагает нечто как соединение (Einhalt) вообще. Оно делает
"напротив" предметности, свойственное конечности трансцендирующего
обращения, воспринимаемым для конечного существа.

¦ 23 Схематизм и подведение под понятия

Выше кантовское учение о схематизме чистых понятий рассудка намеренно
истолковывалось лишь в свете внутреннего свершения трансценденции. Кант,
однако, в своем обосновании метафизики не только следует внутреннему
развертыванию проблематики, которая с каждым шагом приобретает новый облик,
но и, приступая к разбору ключевых мест в своей "Критике", пытается
придерживаться по возможности наиболее известных формулировок, которые
должны открыть предварительные подходы к проблеме. Так трансцендентальная
дедукция исходила из тяжбы в традиционной метафизике. Она разрешается через
доказательство того, что ноции, если они определяют эмпирически доступное
сущее a priori, должны быть категориями, т.е. по своей сущности быть
присущими самой трансценденции. Тем самым устанавливается и условие
"употребления" этих понятий.

Вообще, употреблять понятия значит применять их к предметам, или - исходя
из предметов - приводить таковые "под" понятия. На языке традиционной
логики это употребление понятий называется подведением (Subsumtion).
Априорное употребление чистых понятий как трансцендентальных определений
времени, т.е. осуществление чистого познания, является свершением
схематизма. Если рассматривать дело с этой стороны, то проблема схематизма
вначале действительно вполне может быть разъяснена исходя из [вопроса] о
подведении под понятия.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40