Библиотека >> Тайны русского народа: В поисках истоков Руси

Скачать 391.92 Кбайт
Тайны русского народа: В поисках истоков Руси

Что касается архаичности имени сивиллы и связи его с доарийской традицией, то здесь представляется весьма вероятным этимологическое родство фонетического варианта имени сибилла и названия страны -
Сибирь. Единая корневая основа "сиб" свидетельствует не только об общем происхождении, но и месте (территории) этого общего происхождения. В этом смысле топоним Сибирь может быть интерпретирован как "страна сибилл" или место, где обитают сибиллы-шаманки, а само слово "сибилла" будет означать "сибирячка" в его древнем звучании.
Предлагаемое объяснение происхождения названия Сибирь нисколько не противоречит общепринятому. Согласно существующей этимологической и топонимической концепции слово "Сибирь" тюркского или же монгольского происхождения. Однако, судя по всему, название "Сибирь" уходит своими корнями в те времена, когда протоиндоевропейские, прототюркские и протомонгольские языки не были расчленены и представляли единое целое. Корневая основа "сев-сив" обнаруживается и в самом понятии Север (первоначально - Сивер, так это слово звучало в русских
былинах и поныне звучит в украинском языке и некоторых русских
диалектах).
В древнерусском понимании мироустройства вселенский свет отделен от солнечного. "...В народном понимании существуют раздельно солнце и белый свет, как освещенное небо, вся Вселенная..." "Свет на всю Вселенную есть свет неосязаем, неисповедим... никто же бо может указати образа свету, но токмо видим бываеть". Солнцу же отведена второстепенная роль субъекта света: "Вещь бо есть солнце свету, осияя всю Вселенную". Солнце как бы украшает собою светлый мир, но не является первоисточником "неисповедимого" света"22. Свет вселенский, небесный, носителем которого выступает Сварог, - первичен, ему
принадлежит первородство в солнечносветовой иерархии. Все
остальное находится в подчинении светового космического начала.
Светобоги - распространенное явление в древнеславянском мире. Общеславянским Богом света был Световит (Святовит) (рис.
98), о котором уже говорилось в 1-й части в связи с происхождением культа Гермеса, восходящего к доарийской истории и верованиям нерасчлененных народов Евразии. Четырехликий фалло-герметический Световит смотрит в четыре страны (стороны) света, как бы распространяя на них свою власть. Одновременно он и средоточие, куда сходится с четырех сторон весь свет. Символика всесветности потрясает по своей простоте и емкости. Несомненный этимологический интерес представляет и вторая часть имени верховного Светобога. Корень "вит" имеет тот же смысл и происхождение, что и латинский vita - "жизнь" (а также
"человеческий род" - "живущие").
Известны и другие древние Божества света. Из письменных источников практически ничего не известно о Белбоге
(рис. 99). Между тем Божество это, известное у южных славян
(а также у кельтов) с тем же корнем - Белин(ус), вне всякого
сомнения, связано со светом. Неотъемлемый эпитет света -
белый (одинаково относящийся к свету и как природному
явлению, и как к окружающему миру и Вселенной). В современном
языке произошло определенное смещение в значении понятия:
"белый" прежде всего относится к соответствующему цвету,
краске, хотя и здесь не утратило первоначального смысла -
"светлый". Есть все основания полагать, что тот же смысл
присутствует в топонимах древних городов Белгород и Белград
("город света") и названии одного из ответвлений древнерусской
нации - белоруссы. В таком случае речь может идти о древних
центрах со святилищами света и о народе, связывающем свое
происхождение или верования со светом. Особых сомнений
происхождение русского слова "белый" не вызывает - по
заключению языковедов оно исконно родственно древнеиндийским
bh-as, bhati ("блеск", "свет"), последнее означает также
"знание". В древних языках (например, в древнеисландском) слово
"бел" употребляется также и в значении "огонь".
Однако этимологические изыскания приводят к еще более интересным языковым параллелям. У древних неиндоевропейских народов - шумерийцев, вавилонян, ассирийцев, оказывается, тоже
было верховное Божество по имени Бел с теми же функциями, что и
Бел индоевропейцев. В шумеро-аккадской мифологии Бел выступает и как собирательное имя для главных Божеств - творцов
Вселенной. В соответствии с этим и центральное Божество вавилонского пантеона - Бог Солнца и главный покровитель
города Вавилона - Мардук именовался греками Белосом. В космической битве Солнцебог Мардук-Белос победил Тиамат - воплощение первозданной тьмы и мирового хаоса. Интересно, что
русское слово "тьма" оказывается созвучным шумеро-аккадскому имени Тиамат, имеющему практически тот же самый смысл. От общесемитского Бела в дальнейшем возник хорошо известный читателю культ Ваала (Баала) - Бога плодородия и войны в
Палестине, Сирии, Финикии, а затем через Карфаген распространившегося по всему древнему миру - от Египта до
Испании.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187