Библиотека >> Тайны русского народа: В поисках истоков Руси

Скачать 391.92 Кбайт
Тайны русского народа: В поисках истоков Руси


Впоследствии множество таких камней было обнаружено при археологических раскопках - особенно в Палестине. Аль-Кальби
сообщает предание о возникновении каменных идолов. Первым, кого создал Бог, был Адам. Когда он умер, сыны Шета (Сифа) похоронили его в пещере на горе Нод. Но один из сынов - Кабиль
(Каин) - вырезал изображение Бога из камня для жертвоприношений. А затем сделал еще 5 изваяний своих
сородичей, положив тем самым начало поклонения каменным идолам88.
Следы фаллического культа зафиксированы и в другом конце Евразии - в Китае. Так, в святилище (храме) Бога земли -
покровителя одной из общин - находился древний каменный столб,
его ритуальные функции были сходны с теми, что известны из
древнеегипетской и древнееврейской религии. По мнению ряда
ученых, древнекитайский каменный столб-фаллос олицетворял
мужское плодородие и сексуальную потенцию89. На остальных
континентах и в других областях земного шара также сохранились
каменные фаллические изваяния, что само по себе свидетельствует
о значительной древности культа: общие в далеком прошлом
верования были разнесены по всему свету по мере распространения
миграционных волн некогда единого пранарода (поклонение Гермесу
в этом смысле - лишь один из их отголосков, причем достаточно
поздний). В качестве иллюстрации приведем лишь один рисунок
менгиров, находящихся на островах Фиджи в Океании (рис. 81) и
особенно интересных тем, что на них изображены солярные знаки.
Существует множество объяснений сути и назначения мегалитических сооружений во всем их разнообразии. В прошлом доминировали культово-оргиастические истолкования древнекаменных комплексов: кромлехи именовались храмами, дольмены - гробницами, менгиры - кумирами. Ныне возобладал
естественнонаучный подход: в кромлехах усматривают древние
обсерватории, в дольменах - астрономические и физические
приспособления, геомагнитные и чуть ли не физиологические
установки90. Но одно не противоречит другому.
Сексуально-оргиастический смысл мегалитов неразрывно связан с их космической предназначенностью, включая и геофизические аспекты. Ибо, в соответствии с наидревнейшими представлениями, Космос во всех его ипостасях и есть первоисточник сексуальной энергии, как в масштабах Вселенной, так и в ее проекциях на каждого отдельно взятого человека. Такое понимание уходит своими корнями в самые глубины попыток обобщенного осмысления законов природы. Древнекитайское, древнеиндийское, древнеегипетское, древнегреческое, древнеримское и другие древние мировоззрения опирались именно на такую картину мира, где Божественный Эрос выступал если не первой, то, во всяком случае, одной из главных космогонических потенций. Впоследствии данные воззрения были восприняты в ряде философских учений. Типичным образцом может служить теория Эроса у Платона, где всепронизывающая сексуально-творческая космическая энергия упорядочивает Вселенную, создает Богов и людей.
Отголоски древнего языческого миропонимания пронизывают все жанры русского фольклора и связанных с ними обрядов. К сожалению, данная сторона традиционной народной жизни длительное время считалась непристойной и игнорировалась по религиозным, идеологическим или цензурным соображениям. Исследования этого мощнейшего и древнейшего пласта народной культуры если и проводились, то их результаты намертво оседали в архивах. Публикации были крайне редки и, как правило, сопровождались купюрами или отточиями. Лишь в последнее время положение изменилось и изучение эротического фольклора попало в правильную колею. Появились научные издания текстов, многие из которых с XVIII века пролежали под спудом (например, некоторые песни из "Сборника Кирши Данилова"), не говоря уж о "заветных" записях П.В.Киреевского, П.И.Якушкина, В.И.Даля,
А.Н.Афанасьева, Д.К.Зеленина, Н.Е.Ончукова, братьев Соколовых и других.
Собиратели и исследователи русского фольклора тонко чувствовали сексуально-космическую направленность запретной народной поэзии и прозы. Применительно к специфике Русского Севера это было суммировано этнографом Александром
Исаакиевичем Никифоровым (1893 - 1942): "Мир и человеческая жизнь полны сексуальности... Пол - та внутренняя
солнечная энергия, которая и творит и поддерживает все живое. Но эротика - это отраженный солнечный свет. Эротика - это
болезненное лунное сияние, иногда красивое, иногда жутко-зловещее, но всегда не греющее и иногда ведущее к ужасам ночных мраков и тайн. И любопытно, что северная древняя, насыщенная до отказа солнечной сексуальностью, совсем почти чужда лунной эротики"91.
Впрочем, выводы относительно сексуально-солнечной ориентации северян понять нетрудно. Солнце на Севере - не
просто дневное светило, оно знаменует возвращение тепла и жизни
после продолжительных зимних ночей. Но видится и другое:
древняя борьба между солнечным и лунным культами в эпоху
распада доиндоевропейской этнокультурной общности, что, быть
может, наложило отпечаток на традиции Русского Севера.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187