Библиотека >> Тайны русского народа: В поисках истоков Руси

Скачать 391.92 Кбайт
Тайны русского народа: В поисках истоков Руси

Фонетические трансформации
общей лексической основы "руд"""род"""рад"""рат" и стоящие за
ней значения содержат намек на древнейшее миросозерцание
арийских и доарийских племен. Цепочка взаимосвязанных понятий:
"небо и земля"""рождение человека и родовые узы" - главнейшие
из всех человеческих связей. Носителями всех названных качеств
у древних индийцев оказываются генетически и этимологически
родственные боги: Рудра, Родаси, Рати.
В древнерусском и древнеславянском пантеоне находим аналогичные созвучные имена Богов со сходными или смещенными функциями: Род и рожаницы - женские ипостаси, Рода (при общем
корне "род" в результате чередования согласных "д" перешло в
"ж"). Более подробные сведения о роли рожаниц сохранились в
южнославянском фольклоре. Так, по сербским верованиям, за
судьбу ребенка отвечают четыре рожаницы: первая - Поренут,
охраняет ребенка, пока он находится во чреве матери; вторая -
Злата Баба [интересно сопоставить ее с русской северной Златой Бабой и Златогоркой Святогорова былинного цикла. -
В.Д.], помогает при родах; третья - Жижа, покровительствует ребенку во время кормления грудью; четвертая
- Жива, прядет ему жизненную нить, которую обрезает неумолимая Морзана29.
Итак, исходя из версии, что древнеславянское верховное Божество - Род является естественным продолжением
протоарийских верований (развитием которых у древних индийцев
стала ветвь Рудра (в дальнейшем ставшем ипостасью Шивы) -
Родаси), - попробуем определить смысловые характеристики и возможные функции древнерусского первобога. Главные эпитеты
Рудры в Ригведе - этого "рыжего кабана с заплетенной косой", который "сверкает словно яркое солнце, словно золото":
"блистающий", "свирепый", "буйный", "убивающий"; далее, если исходить из значения слова raъdrб (относящийся к Рудре):
"страшный", "ужасный", "дикий", "необузданный", "гневный"; сюда же можно присовокупить и значение других однокоренных слов: "кровавый", "вопящий".
Надо полагать, большую часть перечисленных свойств следует отнести и к богу Роду. Но Род, как и его прообраз - Рудра (в дальнейшем трансформировавшийся в Шиву), не есть носитель одних лишь негативных (разрушительных и угрожающих) качеств. Верховное космическое существо, почитаемое как хранитель самого святого в жизни рода, не может носить один лишь отрицательный заряд. Во все века, у всех народов такое Божество - средоточие необузданных сил хаоса и упорядочивающих потенций Космоса. Оно
- в одном лице: ужас и радость, кара и милость, раздор и согласие, разрушение и созидание. Неспроста исходное
санскритское слово rуd-as, однокоренное имени русского
бога, означает "небо и землю вместе взятые". Следовательно, и Бог Род (олицетворявший крепость и благополучие проторусских племен) не мог не выполнять тех функций, которые вытекают из значения однокоренных слов: "радетель", "радость", "рада" ("совет", "согласие"). Вместе с тем все эти качества не есть нечто безжизненно вялое: радеть (заботиться) и достигать согласия можно и жесткими методами, а радость нередко бывает буйной. Точно так же акты, связанные с продолжением рода, также представляют собой неистовство и буйность как кульминацию эмоционального напряжения.
Как верховное Божество (что присуще всем без исключения мифологиям) Бог Род неизбежно выступает в форме космического жизнепорождающего начала. Космос - это всегда рождение и
устойчивая преемственность в связях. Человеческая жизнь во всем
многообразии ее отношений - неотъемлемая частица Космоса,
повторяющая его законы. Родовые узы - главное, что всегда
позволяло человеку утвердить себя как человека, приобрести опыт
и навыки, сохранить традиции, обычаи, зачатки идеологии и
морали. Бог Род - та незримая сила, которая скрепляла
отношение близких и дальних родственников и задавала ориентиры
поведения. Родственные узы - не только сиюминутные отношения
множества лиц, живущих повсюду в данный момент. Родственные узы
- временная категория, опрокинутая в прошлое и спроецированная в будущее.
Хранителем этой объективной временной преемственности поколений и выступает Бог Род. Как и другие аналогии Божества индоевропейцев, он несет ответственность за весь процесс космического зарождения и, главное, за ту генетическую упорядоченность сменяющих друг друга поколений, без которой вообще немыслимо устроение общественной жизни. Отсюда космизм как представление о закономерной упорядоченности всех сфер общественной жизни распространялся на политические, правовые и нравственные отношения. Такой подход и понимание неизбежно обнаруживаются во всех социально-этических концепциях древности, в том числе и получивших письменное закрепление -
от Законов Ману и Артхашастры до Кодекса Юстиниана и Русской
Правды.
Неизменными спутниками главного древнего Божества русского народа - Бога Рода выступают Рожаницы (рис. 108). Они олицетворяют женское животворящее начало и почитались в народе, начиная с позднего Каменного века, откуда дошли их глиняные изображения.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187