Библиотека >> Тайны русского народа: В поисках истоков Руси

Скачать 391.92 Кбайт
Тайны русского народа: В поисках истоков Руси

Погребение - сенсация: в головах нашего
предка - семиколесная (!) повозка (число "семь" священно в
русской, славянской и других индоевропейских культурах, в
прошлом оно имело также и магический смысл). Каждое из семи
колес повторяет одно из направлений тех дорог, которые связаны
с весной и летом (что символизирует переход от смерти-зимы к
весне-воскресению). Этот переезд на магической семиколесной
повозке осуществляется в пламени погребального костра по
звездным путям, под покровительством Солнца (общеарийский образ
огненной колесницы)42.
Русский народ свято верил, что жизнь каждого человека продолжается и после смерти. Представления о загробной жизни -
это не дань позднейшей христианской традиции, а древнейшие
верования, корни которых уходят в глубины тысячелетий. Славяне
испокон веков признавали, что душа имеет самостоятельное бытие,
может отделяться от тела после смерти, некоторое время
пребывать на месте, где произошла смерть, а затем переселяться
в "мир иной". Отсюда все древние традиции, связанные с
похоронами и проводами покойников, а также сохранившиеся по сей
день обычаи отмечать девятый и сороковой день после смерти
(когда душа окончательно расстается с прежним местом
пребывания).
По представлениям славян, душа может временно покидать тело и во время сна. Так, сербы и черногорцы убеждены, что в каждом человеке обитает дух, которого они называют "ведогонь", и что дух этот может покидать тело, объятое крепким сном. Природа души - огненная. Потому-то по древнейшим
представлениям считалось, что она улетает в небо вместе с
пламенем погребального костра. Как жизнь невозможна без света и
тепла, так и душа - частица того небесного огня, которая
сообщает очам - блеск, крови - жар и всему телу - внутреннюю
теплоту43.
Улетая в небо, душа сливалась со звездной стихией - продолжением стихии огненной, поскольку древние индоевропейцы
считали звезды искрами небесного огня. В народных преданиях
душа сравнивалась со звездою, как и с пламенем, а смерть
уподоблялась падающей звезде, которая, проходя сквозь воздушное
пространство, как бы угасает. Тем самым жизнь человека стойко
связывалась с небесными звездами, где она продолжалась после
смерти и длилась до скончания веков.
Древнерусская языческая вера, уходящая своими корнями к самым истокам человеческой цивилизации и мировой культуры, рухнула и исчезла с лица Земли под ударами новой религии, уступив место библейской картине мира и системе христианских ценностей. Но Русские Боги не сгинули в небытие - они
сохранились в русском духе и тех его неповторимых чертах,
которые делают русского человека непохожим на любого другого.
Традиции и обычаи, сложившиеся многие тысячелетия назад, также вошли в плоть и кровь народной жизни. Они впитываются русским человеком с молоком матери и передаются от поколения к поколению. Другое дело, что каждое новое поколение распоряжается этим неисчерпаемым духовным богатством по-своему и не всегда достойно.
Рокот веков.
Топот подков.
Марина Цветаева
Вся жизнь цивилизованного и нецивилизованного человека неотделима от окружающей его Вселенной, пронизана связью с ней от рождения до смерти. Русский народ здесь не исключение. Более того: необъятные просторы русской земли, распахнутость звездного неба, постоянная устремленность к открытию новых земель и вообще всего нового сделали русского человека особенно восприимчивым и предрасположенным к миру космических явлений. Именно данная особенность позволила одному из главных русских космистов Н.Ф.Федорову говорить о том, что ширь русской земли порождает ширь русской души, а российский простор служит естественным переходом к простору космического пространства, нового поприща для великого подвига русского народа. А это вселенское поле деятельности не имеет границ!
Среди тысяч и тысяч находок, обнаруженных недавно при раскопках "русской Трои" - Аркаима, особенно впечатляет одна
- фигурка нашего древнего предка, устремившего задумчивый взор в небо (рис. 118), в Космос, туда, где ходят дневное и ночные светила, где попеременно рождаются день (свет) и ночь (тьма), где распростерла свои бесконечные крылья сама Вселенная. Не приходится сомневаться, что наших далеких пращуров обуревали те же мысли, которые сравнительно недавно были в концентрированном виде сформулированы в "Завещании" Павла Флоренского: "...Почаще смотрите на звезды. Когда будет на душе плохо, смотрите на звезды или на лазурь днем. Когда грустно, когда вас обидят, когда что не будет удаваться, когда придет на вас душевная буря
- выйдите на воздух и останьтесь наедине с небом. Тогда душа успокоится". С этими пронзительными словами вполне созвучно
четверостишие замечательного философа и поэта Арсения Чанышева, написанное чеканным классическим слогом и перекликающееся с "Завещанием" Флоренского:
Чаще на небо гляди темной безоблачной ночью!
Звездною пылью тогда густо покрыт небосвод.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187