Библиотека >> Тайны русского народа: В поисках истоков Руси
Скачать 391.92 Кбайт Тайны русского народа: В поисках истоков Руси
С. Антифеодальные еретические движения на Руси. М.-Л., 1955.
61 См.: Соболевский А.И. Литература жидовствующих// Переводная литература Московской Руси XIV - XVII века. СПб., 1903; Келтуяла В.А. Курс истории русской литературы. Ч.1. Кн.2. СПб., 1911; Пыпин А.Н. История русской литературы. Т.1-2. СПб., 1902; Сперанский М.Н. История древней русской литературы. М., 1914; Тихонравов Н.С. Древняя русская литература// Сочинения в трех томах. Т.1. М., 1898. 62 Цит. по: Соболевский А.И. Указ. соч. - С.409 - 410. 63 Святский Д.О. Астрономическая книга "Шестокрыл" на Руси XV века. - Мироведение, 1927, т.16. - С.68. 64 См.: Башем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977. С.513 - 515. 65 См.: Воеводский Л.Ф. Каннибализм в греческой мифологии. СПб., 1874. С.281. 66 Волошин М.А. Лики творчества. Л., 1988. С.110. 67 См.: Сумцов Н.Ф. Мышь в народной словесности// Этнографическое обозрение. 1891. No 1. С.91. 68 См.: Сумцов Н.Ф. Писанки. Киев, 1891. С.32 - 36. Автор, известный русский профессор-этнограф, отмечает повсеместность распространения пятиконечной звезды (пентаграммы) в прошлом у различных народов: на Королинских островах пятиугольные звезды выкалывались в виде татуировок; в Марокко используются как амулеты; лопари в тундре метят звездами оленей; в Древнем Риме и Византии их выбивали на щитах; находят пентограммы и на доисторических мечах. Точно так же свастику, помимо индоарийцев, использовали монголы, тибетцы, финикийцы, этруски, финны. Выводы ученых прошлого века подтверждаются и дополняются современными исследованиями. Так, израильский историк А.Голан, издавший свод древнейшей символики, приводит многие десятки изображений свастики из культур эпохи неолита, энеолита, бронзы и железного века, а также взятые из различных периодов истории народов Индии, Ирана, Кавказа, Древней Азии, Европы, Сибири, доколумбовой Америки и т.д. Аналогичным образом пятиконечная звезда встречается у древних народов Малой Азии, Шумера, Крита, Египта, Ирана, Грузии, Осетии, Испании, Чехии, Словакии, Венгрии, России. Примерно тот же ареал распространения и у шестиконечной звезды, которая, по мнению израильского исследователя, стала специфическим еврейским символом сравнительно недавно; он был заимствован иудейскими идеологами и стал использоваться как самостоятельный еврейский символ не ранее 12 - 14 вв. (см.: Голан А. Миф и символ. М., 1893. С.119 - 122; 148 - 153; рис.212 - 234; 316 - 327). 69 Цит. по: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.1. М., 1865. С.535 - 536. 70 См.: Коробко Н.И. Образ птицы, творящей мир, в русской народной поэзии и письменности// Известия отделения русского языка и словесности императорской академии наук. 1909. Т.14. Кн.4. С.185. 71 Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. Издание второе. Т.3. М., 1910. С.186. 72 Цит. по: Сумцов Н.Ф. Очерки истории южнорусских апокрифических сказаний и песен. Киев, 1888. С.23. Аналогичную космогоническую легенду, но из другого списка приводит А.Н.Афанасьев во 2-м томе "Поэтических воззрений славян на природу". С.463. 73 См.: Смоленский этнографический сборник (составил В.Н.Добровольский). Ч.1.СПб., 1891. С.229 - 230. 74 Там же, с.235. 75 Этнографическое обозрение. 1909. No 2. С.171 - 172. 76 См.: Булашев Г.О. Украинский народ в своих легендах и религиозных воззрениях и верованиях. Вып. 1: Космологические украинские народные воззрения и верования. Киев, 1909. 77 Украинские сказки в двух книгах. Кн.2. М., 1993. С.14. 78 См.: Веселовский А. К вопросу о дуалистических космогониях// Этнографическое обозрение. 1890. No 2. С.43. 79 См.: Уваров П.С. Алконост// Сборник мелких трудов. Т.1. М., 1910. С.304 - 305. 80 См.: Словарь античности. М., 1989. С.264. 81 С.: Успенский Б.А. Вопрос о сирийском языке в славянской письменности: почему дьявол может говорить по-сирийски?// Избранные труды. Т.2. Язык и культура. М., 1994. С.49 - 50. 82 Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981. С.476 - 477. 83 Соколов М.И. Феникс в апокрифах об Енохе и Варухе. СПб., 1904. С.8-9. 84 Цит. по: Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1965. С.150. 85 Лосев А.Ф. Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии// Труды Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина. Т.72. Вып.3. М., 1953. С.47. 86 Подробнее о древнерусских свастиках, восходящих к доиндоевропейским временам, см.: Жарникова С.В. Древние тайны Русского Севера// Древность: Арьи. Славяне. М., 1996. Старожилы Севера рассказывают, что в годы войны специальные уполномоченные НКВД добирались до самых глухих деревень с единственной целью: изъять и уничтожить традиционные рубахи, передники, полотенца и т.п., на которых испокон веков вышивались свастики. 87 См.: Бобринской А.А. О некоторых символических знаках, общих первобытной орнаметике всех народов Европы и Азии// Труды Ярославского областного съезда исследователей истории и древностей Ростово-Суздальской области. М., 1902. 88 См.: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
| ||
|