Библиотека >> Непроторённая дорога
Непроторённая дорога
--------------------------------------------------------------------------------
Морган Скотт Пек НЕПРОТОРЁННАЯ ДОРОГА новая психология любви, традиционных ценностей и духовного развития Перевод В.Трилиса К.: "София", 1999 -------------------------------------------------------------------------------- Введение Часть I. ДИСЦИПЛИНА Проблемы и страдания Отсрочка удовольствия Отцовские грехи Решение проблем и время Ответственность Неврозы и характеропатия Бегство от свободы Верность реальности Перенос устаревшая карта Открытость перед испытанием Утаивание правды Уравновешивание Благотворность депрессии Отречение и новое рождение Часть II. ЛЮБОВЬ Определение любви Влюбленность Миф о романтической любви Еще о границах эго Зависимость Катексис без любви Самопожертвование Любовь – не чувство Работа внимания Риск потери Риск независимости Риск обязательства Риск конфронтации Любовь дисциплинированна Любовь – это отдельность Любовь и психотерапия Таинство любви Часть III. ДУХОВНЫЙ РОСТ И РЕЛИГИЯ Мировоззрение и религия Религия науки История болезни Кэти История болезни Марсии История болезни Теодора Младенец и вода в ванне Туннельное видение ученых Часть IV. БЛАГОДАТЬ Чудо здоровья Чудо бессознательного Чудо счастливого случая Определение благодати Чудо эволюции Альфа и омега Энтропия и первородный грех Проблема зла Эволюция сознания Природа власти Благодать и душевная болезнь: миф об Оресте Сопротивление благодати Приглашение благодати Послесловие Моим родителям Элизабет и Дэвиду, чьи дисциплина и любовь открыли мне глаза на благодать Введение Представленные здесь идеи – в основном, плод моей повседневной клинической работы с пациентами, и поэтому многие из приведенных здесь фактов взяты из реальной жизни. Поскольку психиатрическая практика требует полной конфиденциальности, то все имена и подробности изменены так, чтобы, с одной стороны, обеспечить анонимность моих пациентов, а с другой – не исказить сущность нашего с ними совместного опыта. Некоторые искажения все же неизбежны ввиду краткости изложения. Дело в том, что краткость вообще не свойственна психотерапии, но так как я по необходимости уделяю внимание лишь главным моментам в истории болезни, то у читателя может сложиться впечатление, что процесс терапии состоит из драмы и развязки. Драма вполне реальна, развязка в конечном итоге тоже достижима, но не следует забывать, что ради удобства чтения из историй болезни исключены описания длительных периодов замешательства и разочарования, известных спутников почти всякого лечения. Я хотел бы также извиниться за постоянное упоминание о Боге в традиционно мужской ипостаси: я делаю это лишь для простоты, а не из какой-либо предубежденности относительно прекрасной половины человечества. Как психиатр, я должен с самого начала отметить два важных предположения, на которых построена эта книга. Во-первых, я не делаю никакого различия между разумом и душой, а следовательно, между процессами духовного и умственного развития. Оба суть одно и то же. Во-вторых, этот процесс развития представляет собой сложный и напряженный труд, длящийся всю жизнь. Психотерапия, если она ориентирована на существенную помощь процессу развития, не может быть ни быстрой, ни простой процедурой. Я не принадлежу ни к какой отдельной школе психиатрии, то есть я не могу просто назвать себя фрейдистом, юнгианцем, адлерианцем, бихевиористом или гештальт-терапевтом. Я не верю, что существуют простые и легкие ответы. Я считаю, что быстродействующие формы психотерапии могут быть весьма полезны и безоговорочно осуждать их не следует, но результаты их неминуемо оказываются поверхностными. Путь духовного роста – долгий путь. Я хотел бы поблагодарить тех моих пациентов, которые предоставили мне возможность сопровождать их на больших и важных этапах этого пути. Ибо их путь стал также и моим, и многое из того, что здесь описано, мы изучали вместе. Хочу поблагодарить также многих моих учителей и коллег. Главная среди них – моя жена Лили. Она так самоотверженно помогала мне, что сегодня я вряд ли сумел бы отличить ее мудрость супруги, родителя, психотерапевта и личности от моей собственной. Часть I ДИСЦИПЛИНА ПРОБЛЕМЫ И СТРАДАНИЯ Жизнь трудна. Это великая истина, одна из величайших истин вообще.* Величие состоит в том, что если мы эту истину видим по-настоящему, то уже преодолеваем ее, выходим за ее пределы. Если мы по-настоящему знаем, что жизнь трудна, если мы воистину понимаем и принимаем это, – то жизнь перестает быть трудной. Ибо если это воспринято, то трудность жизни больше не властна над нами. * Первая из "Четырех Благородных Истин", сообщенных Буддой, гласит: "Жизнь есть страдание". Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
| ||
|