Библиотека >> Современный психоанализ
Скачать 245.97 Кбайт Современный психоанализ
3 Героиня фильма Томаса Браша — замкнутая, несчастная актриса, роль которой исполнила Катарина Тальбах. С психоаналитической точки зрения, «чахоточная лихорадка», которой она страдает, представляет собой своего рола «защитную» реакцию на житейские неурядицы. 4 Фильм «Небо над Берлином» — итог плодотворной работы режиссера Вима Вендерса и литератора Петера Хатке. В картине снимались Бруно Галц н Совенг Домартин. Для фильма характерен плавный переход от фантазий к действительности: ирреальный ангел вступает во взаимотношения с реально существующими людьми. Конец фильма символичен. Ангел превращается в человека и осознает преимущество последнего, ощущающего земное бытие и духовно, и физически. 5 Название фильма звучит по-немецки «Schoene des Tages» («Дневная красавица»). Героиня фильма — привлекательная молодая женщина Северина ( Катрин Денев), живущая во внешне счастливом браке. Режиссер Луис Бунюэль, аналогично психоанализу, исследует прежде всего фантазии Северины. Фильм является великоленной иллюстрацией психоаналитического метода, цель которого — осознавание бессознательного. Поступок Северины может служить примером того, каким образом можно излечиться от нанязчиво возникающих фантазий. Она воплощает их в действительности и тем самым от них избавляется. 6 Фильм режиссера Георга Вильгельма Пабста, снятый еще во времена немого кино, интересен, в частности, тем, что в процессе работы над картиной автор сотрудничал с двумя психоаналитиками Карлом Абрахамом н Гансом Саксом. Тема фильма —страдания, сны и видения ревнивого мужа, роль которого мастерски исполнил Вернер Крауз. Картина является убедительным свидетельством тою, как мнительность может становиться причиной серьезного невроза, который приводит героя фильма к частичной потере способности контролировать свои действия. Безобидные события и привычные предметы приобретают для центрального персонажа неожиданное значение. Например, нож ассоциируется у него с убийством и т. д. На современный взгляд этот фильм — реликвия прошлого. Он несколько тривиален и холодноват, что, впрочем, не лишает действие динамики ( киностудия UFA). 7 Режиссер Пазолини создал свою версию известного мифа об Эдипе. Действие фильма происходит в 20-с годы нашего столетия. Отец Эдипа — офицер. Пазолини берет в расчет не только чувства Эдипа ( Франко Читти), давшие Фрейду основания назвать именем персонажа греческого мифа один из психоаналитических комплексов, режиссера не меньше интересуют переживания Лая и его жены Йокасты (Сильвана Маньяпо). 8 этой связи необходимо подчеркнуть, что в большинстве постановок драмы об Эдипе его матери, Йокасте, пеобосновано отводится маловажная роль. Совершенно справедливо поэтому Кристиан Оливер в своей книге «Дети Йокасты» (Психика женщины в материнской тени. Дюссельдорф. Глаасеп. 1987) указывает, в частности, па то, что Йокаста сама стремиться привлечь Эдипа, который лишь «позволяет» ей это делать. В современном обществе проблема взаимотношений отца и сына приобрела повое звучание. Молодые люди уже не склонны видеть в отце соперника, поскольку, как правило, не испытывают к последнему должного уважения. Противостояние уступило место разочарованию в отце, которое толкает молодого человека на поиски «сильного» отца. Связь с матерью также не следует понимать как буквальные половые отношения, гораздо больше оснований говорить о растущей в процессе отношений матери и ребенка зависимости последнего, способной и в зрелые годы сковывать потенциал многих мужчин. III. Развитие психоанализа в Германии 1 История Штутгартского института отражена в докладах его прежних сотрудников: Ганс Шмид (Hg.) (1983). Пути к идентичности. Вюрцбург: Кепнгсхаузен и Нойманн. Вернер Болебер. Об истории психоанализа в Штутгарте/УПсихика, 1986. N40. С. 377—411. Вильгельм Лайблип (1969). «Исследование сказок и глубинная психология». (Дармштадт: Висссшиафтлихе Бухгезелынафт). 2 Например, N 4: компьютерная симуляция модели невротического механизма защиты, N6: компьютерная симуляция процесса сновидения, N9: желание (Wunsch), Я (Sclbst), объект-отношение (Objekt-Beziehung): схема модели регуляции когнитивно-перцептивного процесса, N 11: о методологической проблеме и новых путях представления и ацализирования комплексной психологической системы, N 13: сравнительные исследования соматических изменений при заикании и при отсутствии последнего, в контексте межличностного общения, N 14: набросок процессуальной модели психоаналитической терапии. 3 Петер Детмерипг. «Поэзия и психоанализ. 1. (Собрание диалогов)». Мюнхен: Нюмфенбюргер Ферлагсбуххандлюнг, 1969. Книга содержит психоаналитические интерпретации произведений Томаса Манна, Райнера Марии Рильке и Рихарда Вагнера; «Поэзия и психоанализ. 2.». Дармштадт: Висссншафтлихе Бухгезельшафт, 1978. Книга представляет собой психоаналитическое исследование произведений Шекспира, Жан Поля, Гете и Геймито фон Додерсра. «Генрих фон Клейст. К вопросу психодинамики в его поэзии». Франкфурт: фахбуххандлюнг фон Псюхологи, 3-е изд. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
| ||
|