Библиотека >> Философские эссе
Скачать 22.72 Кбайт Философские эссе
[3]
4. Трактат безуспешно пытается прорвать «общее» тех слов, из которых он составлен, и «общее» той бумаги, на которой он написан. Но это невозможно. 5. Пример неудачного использования понятий: в § 1 говорится: «ты есть ты – род известного закона тождества». Как будто закон тождества вообще имеет к этому хоть какое-то отношение! 6. Трактат говорит о форме, и, значит, о границе. Непонимание здесь может быть сопряжено со следующей мысленной картинкой: раз говорится о границе и форме – значит, речь идёт о чём-то пространственном. «Значит – это как ящик, из которого для нас (для меня) выхода нет. Но это не может быть истиной» и т.д. – Следует остерегаться такого рода образов. Речь в Трактате идёт о форме бытия. Эта дескрипция не предполагает возможности осмысленного использования таких указаний, как «в», «извне» и т.п. 7. Трактат направлен на то, чтобы пояснить, каким образом предметность содержания человеческого опыта подчас застилает само его бытие и пытается даже разрушить ту самую форму, которая позволяет этой предметности вообще быть; пояснить, до каких границ – в смысле бытия – простираются возможности того или иного «духовного» сущего. 8. Итак, само понятие «мира» элиминировано? Каково же теперь определение термина «мир»? – А разве что-то произошло? Мы остаёмся при витгенштейновском: мир есть всё, что имеет место (ЛФТ, 1). Мир есть, но не так, что это – «общий всем» мир «сам по себе». В Трактате же речь идёт лишь о конкретном «месте», которое «имеет всё» (если вообще имеет), но не обо всём «что». 9 июля 1995 II Возможно, полезным окажется сопоставление Трактата с книгой Макса Штирнера. – Утверждение: «Для Меня нет ничего выше Меня» (Единственный и его собственность, введение) – бессмысленное высказывание, поскольку ценностное определение «выше» в данном контексте может быть отнесено только к предмету (из рядоположенности таковых). Здесь Я понимается как предмет. Но я – для самого себя – ни при каких обстоятельствах ни предметом, ни ценностью быть не могу (это означало бы для меня быть также и не собой). – Ровно столько же смысла во фразе: «Я – ничтожество», или: «Я – ничто». – Это оценочные суждения, а оценивается только предмет. Это позиция человека, т.е. его предметное содержание (его «вера»), а не его бытие, не способ его бытия (как этого сознания и мира; как бытия собой). – Подобные фразы говорят не о том, что есть человек, а о том, каков он. – Да и я сейчас вот, как, впрочем, и в самом тексте Трактата, допустил ошибку: говорю о «человеке» в третьем лице («что есть человек»). Не об этом Трактат! Трактат представляет собой нечто предварительное. Он выясняет, какова неизбежная форма любой возможности. Это, так сказать, лишь безучастная дескрипция. III О том, что ego Декарта относится лично к нему, и он это сознавал. – Среди «вечных истин», наряду, скажем, с законом противоречия, стоит такая: «тот, кто мыслит, не может не существовать, пока он мыслит» (Начала философии I § 49). Казалось бы, это положение тождественно высказанному в § 7 Начал: «я мыслю, следовательно, я существую». Содержание одно. Более того, чисто логически «я мыслю…», будучи частным случаем первого как большей посылки, входит в него, заявляя меньшую посылку и соответствующий вывод умозаключения. Но для Декарта дело обстоит иначе: никакого «умозаключения» здесь вообще не предусматривается; положение из § 7 обосновывает всю достоверность, а положение из § 49 – лишь пример «вечной истины», каких много, но которые сами ещё ничего не удостоверяют. Для Декарта ego было лично его, декартовским «я»; и он хотел, чтобы каждый читатель проделал тот же опыт с самим собой. «Я» как общая форма – нечто логически вторичное в каждом единичном случающемся акте cogito. IV Вот что поистине неразрешимо: ПЕРЕХОД от непредметности бытия моего мира ко мне же как предмету в мире другого. Дело в том, что аподиктически не существует субъекта, в чьём МИРЕ такой переход был бы возможен: ибо сама возможность эта подразумевала бы полагаемую изначально элиминацию объекта перехода в качестве мира. V 1. В Трактате, однако, осталось не вполне прояснённым следующее, и, возможно, наиболее существенное обстоятельство. Что в его контексте можно сказать о самом «тебе» твоего мира? По видимому: ты, поскольку являешься определённой «личностью», со всеми своими предметными атрибутами и обстоятельствами (начиная с тела, а также имени и фамилии), сам тоже выступаешь как персонаж своего мира. А значит «ты» в предметном смысле вполне случаен для «тебя» же в смысле бытия; для твоего мира. Содержательно «ты» мог бы быть вообще любым. Суть твоего бытия (его фактичность) этим отнюдь не затрагивается. | ||
|