Библиотека >> История античной эстетики. Ранняя классика
Скачать 503.87 Кбайт История античной эстетики. Ранняя классика
И, особенно важно, все упорнее подчеркивается выразительная направленность античной мысли, а это для А.Ф.Лосева означало ее эстетическую по природе сущность. Создаются и условия для исследовательской работы в этом эстетическом плане. Открываются научные учреждения, такие как Российская Академия художественных наук, Государственный институт музыкальной науки (ГИМН).
А.Ф.Лосев много и плодотворно работал над эстетическими проблемами и в ГИМНе, и в этой Академии, ставшей затем Государственной Академией художественных наук (ГАХН). Он был ее членом с 1923 г. по 1930 г., т. е. до ее закрытия. Там он председательствовал в Комиссии по форме при Философском отделении (1924-1925 гг.), заведовал Комиссией по изучению эстетических учений Философского отделения (1926-1927 гг.), был членом Комиссии по изучению художественной терминологии при Философском отделении (1928 г.). В 1929 г. А.Ф.Лосева пригласили на должность ученого секретаря группы по изучению музыкальной эстетики. В докладах, прочитанных в секциях и на Философском отделении, уже намечались темы, которые в дальнейшей научной работе А.Ф.Лосева привлекут его самое пристальное внимание. Так, он читал следующие доклады: учение об эстетическом предмете у Плотина, Прокл и Гегель, учение о прекрасном в Древней Греции, учение Аристотеля о художественном воспитании, диалектическая структура символа, античная философия мифологии, учение Аристотеля о трагическом мифе, значение терминов eidos и idea в системе философии Плотина, схема эстетических категорий, понятие и структура ритма, диалектика музыкального образа, музыка и математика и др. В 20-е же годы (с 1922 по 1929) А.Ф.Лосев – профессор Московской консерватории, где читал курс "История эстетических учений", который охватывал не только античность, но и новоевропейскую эстетику. Автор подготовил к печати "Принципы построения курса истории эстетических учений", рукопись, которая тогда не увидела света3. Она была запрещена Мосгублитом в связи с негативной резолюцией, наложенной проф. Н.Я.Брюсовой, сестрой поэта, которая, по словам А.Ф.Лосева (и здесь он жестоко ошибся), всегда хорошо относилась к своему коллеге по консерватории. К этому курсу автор обратился еще раз уже после возвращения из лагеря на стройке Беломорско-Балтийского канала в 1933 г. Книги философа 20-х годов ("Античный космос и современная наука", "Философия имени", "Музыка как предмет логики", "Критика платонизма у Аристотеля", "Диалектика числа у Плотина", "Диалектика художественной формы", "Очерки античных символизма и мифологии", "Диалектика мифа") 4, создавшие все предпосылки для будущей "Истории античной эстетики" – тоже своеобразного "восьмикнижия", были встречены с большим энтузиазмом в среде крупнейших русских философов на Западе, куда они были высланы по указанию Ленина в 1922 г. Так в 1928 г. С.Л.Франк писал в парижском журнале "Путь" в статье "Новая русская философская система", что книги Лосева, несмотря на давление марксизма, свидетельствуют о еще живом философском творчестве. А.Ф.Лосев по словам С.Л.Франка "несомненно сразу выдвинули в ряд первых русских философов" и подтвердил, что в России "жив дух истинного философского творчества, пафос чистой мысли, направленной на абсолютное – пафос, который сам есть в свою очередь свидетельство духовной жизни, духовного горения" 5. Известный философ Дм.Чижевский оценил книги Лосева как создание "целостной философской системы", работы Лосева имеют первостепенное значение не только для русской философии и приносят "столько свежести, порыва и истинной философской серьезности, что их нужно признать замечательным симптомом того философского кипения и тех философских творческих процессов, которые где-то под поверхностью жизни совершаются в России"6. Отклики из-за рубежа еще больше способствовали созданию нетерпимой обстановки вокруг Лосева, который после выхода "Диалектики мифа", развенчавшей мифы, помогавшие строить систему социализма, был не только арестован, отправлен на несколько лет в лагерь на стройку Беломорско-Балтийского канала, но и подвергся жестокой проработке в речи Л.Кагановича на XVI съезде ВКП(б). В это же самое время Лосев был избран членом Кантовского общества в Берлине, а широко известный в ученом мире английский философский журнал "Journal of philosophical studies" особенно следил за книгами Лосева, оповещая своих читателей о "радостной вести" при выходе в 1927 г. "Философии имени", а в 1931 о "печальных вестях" по поводу ареста философа, который "имел мужество открыто защищать систему мысли по существу социалистическую, в результате чего его книги – громоздкие и глубокие метафизические трактаты – были объявлены контрреволюционными, а сам он сослан на север Сибири"7. В 1933 г. А.Ф.Лосев вернулся из лагеря, но в Москве работы постоянной не было, приходилось ездить на заработки в провинцию (Чебоксары, Куйбышев, Полтава). Власти наложили запрет на печатанье книг философа. Опальный профессор не мог жить без научной работы и лекций, от которых он был отлучен. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
| ||
|