Библиотека >> История античной эстетики. Ранняя классика

Авторы: Лосев Алексей Федорович
Скачать 503.87 Кбайт
История античной эстетики. Ранняя классика

А.Ф.Лосев

ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ
РАННЯЯ КЛАССИКА
История античной эстетики, том I
М.: "Высшая школа", 1963; "АСТ", 2000


--------------------------------------------------------------------------------

А.А.Тахо-Годи
"История античной эстетики" А.Ф.Лосева как философия культуры


Часть Первая
РОЖДЕНИЕ ЭСТЕТИКИ
Глава I
СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ
§1. Марксистский принцип понимания античной культуры
§2. Приложение этого принципа к пониманию античного мировоззрения
1. Античный объективизм. – 2. Классические системы философии. – 3. Существенные уточнения.

§3. Традиционное воззрение на античную пластику
1. Обычное изолирование. – 2. Принцип античного гения. – 3. Формула Гегеля. – 4. Свободнорожденные. – 5. Античность и прогресс. – 6. Необходимые оговорки. – 7. Точность в науке о греческой культуре.

§4. Характер античной эстетики
1. Сущность прекрасного. – 2. Красота в природе. – 3. Общий взгляд античности на искусство. – 4. Вопрос об эстетике как о самостоятельной науке в античности. – 5. Современная оценка античной эстетики.

§5. Периоды развития античной эстетики
1. Первобытнообщинная формация. – 2. Ранняя рабовладельческая формация. – 3. Рабовладельческая развитая формация. – 4. Три стадии античного рабовладельческого общества. – 5. Ранний эллинизм. – 6. Поздний эллинизм и всемирно-римская ступень. – 7. Заключение.

Глава II
ЭСТЕТИКА ГОМЕРА
§1. Природа и космос
1. Общая характеристика. – 2. Природа в гомеровских сравнениях. – 3. Природа вне гомеровских сравнений как предмет свободного эстетического сознания. – 4. Общее заключение об изображении природы у Гомера. – 5. Космос. – 6. О некоторых отдельных эстетических категориях, относящихся к природе и космосу.

§2. Общество
1. Охота. – 2. Земледелие. – 3. Скотоводство. – 4. Обработка материалов, кроме металла. – 5. Обработка металлов. – 6. Оружие. – 7. Прядильно-ткацкое производство и одежда. – 8. Жилище. – 9. Общие выводы об изображении трудовой деятельности. – 10. Общая характеристика индивидуального человека. – 11. Наружность человека.

§3. Искусство и красота вообще
1. Боги – покровители искусства. – 2. Изобразительные искусства. – 3. Мусические искусства. – 4. Нераздельность искусства, природы, ремесла, науки и жизни. – 5. Материалы о красоте вообще. – 6. Сущность красоты вообще по Гомеру. – 7. Социально-историческая основа гомеровского представления о красоте.

§4. Исторические и библиографические дополнения к Гомеру
1. Гомер и археология. – 2. Гомеровские словари. – 3. Диалектный состав гомеровского языка и его литературно-эстетическое значение. – 4. Гомер и историко-эстетическое развитие. – 5. Из литературы о гомеровских сравнениях. – 6. Вопросы общего изложения Гомера. – 7. Популярные изложения гомеровского вопроса.


Часть Вторая
РАННЯЯ КЛАССИКА
Введение в классический период античной эстетики
1. Историческое развитие периода. – 2. Три основных периода античной классической эстетики. – 3. Ранняя классическая эстетика в ее историческом развитии.

Глава I
ЭСТЕТИКА КОНЕЧНЫХ ЧИСЛОВЫХ СТРУКТУР, ДРЕВНЕЕ ПИФАГОРЕЙСТВО
§1. Основное учение о числовой структуре
1. Необходимость учета специфики. – 2. Культ Диониса и числовая мифология. – 3. Понятие о числовой гармонии. – 4. Резюме о музыкальной эстетике.

§2. Пифагорейско-платоническое учение о пропорциях
1. Намеки из доплатоновской философии. – 2. Платоновские тексты о пропорциях, не имеющих прямого отношения к эстетике. – 3. Пропорции, физические элементы и геометрические тела. – 4. Музыкальные пропорции. – 5. Общая сводка. – 6. Гносеологическая пропорция.

§3. Другие эстетические понятия и термины
1. Качественные понятия и термины. – 2. Структурные понятия и термины. – 3. Художественно-технические понятия и термины.

§4. Канон Поликлета
1. Числовая структура художественного произведения. – 2. Исходный пункт. – 3. Симметрия живого тела. – 4. Понятие центра. – 5. "Квадратный" стиль. – 6. Вопрос о числовых данных. – 7. Культурно-стилевая оценка "Канона" Поликлета.

Глава II
ЭСТЕТИКА БЕСКОНЕЧНЫХ ЧИСЛОВЫХ СТРУКТУР, АНАКСАГОР
§1. Предварительные вопросы
1. Ценность теории. – 2. Ум как принцип красоты и порядка. – 3. Предполагаемое учение о красоте, жизни и смерти.

§2. Гомеомерия
1. Все во всем. – 2. Бесконечность и ее типы. – 3. Определение гомеомерии.

§3. Эстетический смысл учения о гомеомериях
1. Тело. – 2. Душа. – 3. Мысль. – 4. Индивидуальность и бесконечность. – 5. Структура. – 6. Эстетический синтез.

§4. Неразвитые идеи
1. Учение о перспективе. – 2. Нерасчленимость искусства и производства.

Глава III
ЭСТЕТИКА АБСОЛЮТНОГО И ЭЛЕМЕНТНО-СТАНОВЯЩЕГОСЯ КОНТИНУУМА,
ЭЛЕЙЦЫ И МИЛЕТЦЫ
§1. Элейцы
1. Традиционная ошибка исследователей. – 2. Отдельные представители элейской школы. – 3. Эстетический смысл элейской философии.

§2. Милетцы
1. Основное философское учение.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278