Библиотека >> Истоки и смысл русского коммунизма русская религиозная идея и русское государство

Скачать 29.52 Кбайт
Истоки и смысл русского коммунизма русская религиозная идея и русское государство

Знаменитый митрополит эпохи
Петра Феофан Прокопович был в сущености
протестантом рационалистического типа. Но в
петровскую эпоху это имело свою компенсацию в ряде
святых, которых не знала московская эпоха, в
старчестве, в подземной духовной жизни.
Большая часть русского народа - крестьянств,
жило в тисках крепостного права. Внутренно народ жил
православной верой и она давала ему возможность
переносить страдания жизни. Народ всегда считал
крепостное право неправдой и несправедливостью,
но
виновником этой несправедливости он считал не
царя, а господствующие классы, дворянство.
Религиозная санкция царской власти в народе была так
сильна, что народ жил надеждой, что царь защитит его
и прекратит несправедливость, когда узнает всю
правду. По своим понятиям о собственности русские
крестьяне всегда считали неправдой, что дворяне
владеют огромными землями. Западные понятия о
собственности были чужды русскому народу, эти понятия
были слабы даже у дворян. Земля Божья и все
трудящиеся, обрабатывающие землю, могут ею
пользоваться. Наивный аграрный социализм всегда
был присущ русским крестьянам. Для культурных
классов, для интеллигенции народ оставался как бы
тайной, которую нужно разгадать. Верили, что в
молчаливом, в бессловесном еще народе скрыта великая
правда о жизни и наступит день, когда народ скажет
свое слово. Интеллигенция, оторванная от народа, жила
ond обаянием теллургической мистики народа, того,
что народнические писатели 70-х годов называли
"властью земли".
Для русских характерно совмещение и
сочетание
антиномических, полярно противоположных начал.
Россию и русский народ можно характеризовать лишь
противоречиями. Русский народ с одинаковым
основанием можно характиризовать, как народ
госудаственно-деспотический и анархически-
свободолюбивый, как народ склонный к национализму и
национальному самомнению, и народ универсального духа,
более всех способный к всечеловечности, жестокий и
необычайно человечный, слконный причинять страдания и
до болезненности сострадательный. Эта
противоречивость создана всей русской историей
и вечным конфликтом инстинкта
государственного могущества с инстинктом
свободолюбия и
правдолюбия народа.


ГЛАВА I

ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
И ЕЕ ХАРАКТЕР.
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО И ЗАПАДНИЧЕСТВО

I

Совершенно другое представляет собой русская
интеллигенция, к которой могли принадлежать люди не
занимающиеся интеллектуальным трудом и вообще не
особенно интеллектуальные. И многие русские ученые и
писатели совсем не могли быть причислены к
интеллигенции
в точном смысле слова. Интеллигенция скорее напоминала
монашеский орден или религиозную секту со своей
особой моралью, очень нетерпимой, со своим
обязательным миросозерцанием, со своими особыми
нравами и обычаями, и даже со своеобразным
физическим обликом, по которому всегда можно было
узнать интеллигента и отличить его от других
социальных групп. Интеллигенция была у нас
идеологической, а не профессиональной и
экономической
группировкой, образовавшейся из разных социальных

классов, сначала по преимуществу из более

культурной части дврянства, позже из сыновей

священников и диаконов, из мелких чиновников, из мещан

и, после освобождения, из крестьян. Это и есть

p`gmnwhmm` интеллигенция, объединенная исключительно

идеями и притом идеями социального характера.



ГЛАВА II

РУССКИЙ СОЦИАЛИЗМ И НИГИЛИЗМ

1
Это очень важные для последующей русской
проблематики слова. Тут поставлена проблема теодиции,
проблема оправдания страдания, которая есть основная
русская проблема и источник русского атеизма,
проблема цены прогресса, которая будет играть
большую роль в социальной мысли 80-х годов.
Белинский предвосхищает Достоевского, им была уже
пережита проблема Ивана Карамазова о слезинке
ребенка, в нем зачалась диалектика Достоевского
в "Легенде о Великом Инквизиторе". Иногда кажется,
что в мыслях Ивана Карамазова Достоевский имел в виду
Белинского, которого он хорошо знал лично и с которым
много спорил. Белинский переживает отчаяние и
ожесточение после разочарования в идеализме. Он
делается революционером, атеистом и социалистом.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16