Библиотека >> Истоки и смысл русского коммунизма русская религиозная идея и русское государство

Скачать 29.52 Кбайт
Истоки и смысл русского коммунизма русская религиозная идея и русское государство

Менее всего можно бы
ло бы сказать,что такое частно-женственное
отношение к жизни есть результат сильного
чувства личности. Наоборот, сильное чувство
личности есть в том мужественном начале, которое
начало историю и хочет довести ее до конца. Все в
мире совершается через истинное соотношение
мужского и женского начала и взаимное их
проникновение. Но в отношении к жизни русских
людей есть как бы преобладание женственного,
господства чувства женственного сострадания,
женственных "частных" оценок, женственного
отвращения к истории, к жестокости и суровости
всего исторического, к холоду и огню восходящего
ввысь духа.
Главная беда России-в слабости русской воли, в
недостатке
общественного самовоспитания и самодисциплины.
Русскому обществу недостает характера, способности
определяться изнутри. Русского человека слишком
легко заедает "среда", и он слишком подвержен
эмоциональным реакциям на все внешнее.
Наша православная идеология самодержавия-такое
же явление безгосударственного духа, отказ народа
и общества создавать государственную жизнь.
Русская душа хочет священной общественности,
богоизбранной власти. Природа русского народа
qngm`erq, как аскетическая, отрекающаяся от
земных дел и земных благ. Русский народ не хочет
быть мужесвенным строителем, его природа
определяется как женственная, пассивная и
покорная в делах государственных, он всегда ждет
жениха, мужа, властелина. Россия-земля покорная,
женственная. Пассивная, рецептивная женственность в
отношении к государственной власти-так характерна
для русского народа и для русской истории. Это
вполне подтверждается и русской революцией, в
которой народ остается духовно пассивным и покорным
новой революционной тирании, но в состоянии злобной
одержимости. Русский народ всегда любил жить в
тепле коллектива, в какой-то растворенности в
стихии земли, в лоне матери. Русский народ хочет
быть землей, которая невестится, ждет мужа.
Личность была придавлена огромными размерами
государства, предьявлявшего непосильные требования.
Эта тайна связана с особеным соотношением
женственного и мужественного начала в русском
народном характере. Та же антиномичность проходит
через все русское бытие. Россия-самая не
шовинистическая страна в мире. Русские почти
стыдятся того, что они русские, им чужда
национальная гордость и часто даже-увы!-чуждо
национальное достоинство. Русскому народу совсем не
свойственен агрессивный национализм, наклонности
насильственной русификации. Русский не
выдвигается, не выставляется, не презирает других.
В русской стихии поистине есть какое-то
национальное бескорыстие, жертвенность.
Таков один тезис о России, который с правом
можно было высказать. Ноесть и антитезис,
который не менее обоснован. Россия-самая
националистическая страна в мире, страна невиданных
эксцессов национализма, угнетения подвластных
национальностей русификацией, страна национального
бахвальства, страна, в которой все
национализировано вплоть до вселенской церкви
Христовой, страна, почитающая себя единственной
призванной и отвергающая всю Европу, как гниль и
исчадие дьявола, обреченное на гибель. Обратной
стороной русского смирения является необычайное
русское самомнение. Самый смиренный и есть самый
великий, самый могущественный, единственный
призванный. "Русское" и есть праведное, доброе,
истинное, божественное. Церковный национализм-
характерное русское явление. Им насквозь пропитано
наше старообрядчество. Нотот же национализм царит
и в господствующей церкви. Тот же национализм
проникает и в сла-
вянофильскую идеологию, которая всегла подменяла
вселенское русским. Вселенский дух Христов,
мужественный вселенский логос племен женственной
национальной стихией, русской землей в ее
языческой первородности. Так образовалась религия
p`qrbnpemh в матери-земле, в коллективной
национальной стихии, в животной теплоте. Русская
религиозность-женственная религиозность,-ре
лигиозность коллективной биологической теплоты,
переживаемой, как теплота мистическая. В ней слабо
развито личное религиозное начало, она боится
выхода из коллективного тепла в холод и огонь
личной религиозности. Такая религиозность
отказывается от мужественного, активного духовного
пути. Это не столько религия Христа, сколько
религия Богородицы, религия матери-земли, женского
божества, освещающего плотский быт.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16