Библиотека >> Индийская философия. Том второй
Скачать 537.53 Кбайт Индийская философия. Том второй
Хотя Маниктвасагар не занимает позиции, открыто направленной против кастовых правил, позднейшие шиваты Паттанатху Пиллаи, Капилар и поэт телугу Вамана критикуют кастовые ограничения. Тирамулар считает, что была только одна каста, точно так же как имелся лишь один бог36. Реформистское движение Басавы (середина XII столетия) характеризовалось его выступлением против верховенства брахманов, хотя и сам Басава был брахманом37.
Эта секта не придерживалась гипотезы перевоплощения. Говорили, что после разрушения души индивид становится Шивой38, то есть достигает совершенства, сходного с его совершенством, хотя пятью функциями творения и т, д. обладает только бог39. Так как душа никоим образом не загрязнена и не затемнена в боге, свет бога сияет через нее. Освобождение – это не становление в качестве чего-то одинакового с богом, а наслаждение присутствием всевышнего. Мейкандар говорит: "Гибнет ли душа, становясь единой с Шивой, если она не является каким-либо вечным существом, ассоциируемым с богом? Если она не разрушается, а остается неразложимой сущностью, то не может быть никакого единения с богом. Но смеси прекратят воздействие на душу, и тогда душа, как соединение соли с водой, становится единой с Шивой, как его слуга, и будет существовать в его ногах как одинаковая с ним"40. "В удалении от греха душа достигает состояния самого Шивы"41. Свободные души могут существовать при условии как воплощения, так и невоплощения42. Одни шиваиты верят, что в освобождении само тело озаряется светом Шивы; другие думают, что души приобретают какие-то чудодейственные силы. Перед тем как достигнуть единения с всевышним, души должны пожать плоды своих поступков. Дживанмукта, хотя он и имеет тело, по чувству и способности одинаков со всевышним. Он не занимается делами, которые ведут к дальнейшим воплощениям. Он заполнен присутствием бога43. Он продолжает оставаться воплощенным до тех пор, пока его последняя карма не исчерпает себя, и поступки во время перерывов исчезают в милосердии божием44. Все свободно совершаемые поступки в своих пределах обязаны побуждению бога45. IV. СИСТЕМА ПРАТЬЯБХИДЖНЯ Хотя агамы также были основой кашмирского шиваизма, последующие работы показывают его определенную склонность к адвайтизму Говорят, что Васугупта (IX столетие н.э.) нашел "Шива-сутру" и преподавал ее Каллате. "Спанда-карика", сочиненная Васугуптой или Каллатой, "Шивадришти" Самананды (900-е годы н. э), "Пратьябхиджня-сутра" Утпалы (900-е годы н.э.), "Парамартхасара" и "Пратьябхиджнявимаршини" Абхинавагупты, "Тантралока" "Шивасутравимаршини" и "Спандасандоха" Кшемараджи являются некоторыми наиболее важными работами этой школы. Они считали шиваитские работы Агамы и Сиддханту авторитетными и обновляли их в духе адвайты Шанкары. Эти работы, которые показывают различия мнений и говорят о том, что они представляют три различных рода монистического идеализма, получили общее название "Трика"46. "Шива-сутра" вместе с "Варттикой" Бхаскары и "Вимаршини" Кшемараджи представляют одну тенденцию: "Спанда-карика" Васугупты вместе с "Вритти" Каллаты излагают идеализм, который не сильно отличается от предыдущего. "Шивадришти" Сомананды, "Пратьяхбхиджня-сутра" Утпалы и работы Абхинавагупты поддерживают не-дуализм47. Из них последний представлялся Мадхаве наиболее важным, так как он подводит другие два под этот род идеализма48, а сторонники этой доктрины также утверждали, что все другие системы были предварительными ступенями для данной системы49. Только реальность вселенной есть Шива, который представляет собой бесконечное сознание и неограниченную самостоятельность. Он обладает множеством других черт, как например, вездесущность, вечность, бесформенность, хотя самостоятельность (сваччханда) свойственна только ему. Шива является как субъектом, так и объектом, обладающим опытом, а также и данным в опыте50. "Так же как сознание, на которое весь этот результирующий мир опирается и откуда последний следует, он является свободным по своей природе и не может быть в чем-либо ограниченным. Так же как он движется в различных состояниях пробуждения, сна и т.д., отождествляясь с ними, он никогда не лишается своей истинной природы познающего"51. В стиле адвайта-веданты говорится: "То, в чем нет ни удовольствия, ни боли, что не является познающим или познаваемым и в чем не имеется, с другой стороны, бессознательности, единственно реально существует"52. Реальность субъекта не требует доказательства, так как всякое доказательство предполагает его53. Все прочее для Шивы является ничем. Мир существует в пределах сознания, хотя и кажется, что он вне его. "Властелин форм читты (интеллекта), испытывая влияние желания, является причиной того, что вся сумма объектов сияет так, как если бы они существовали вовне, хотя и без субстрата, как йоги"54. Существование побуждающей причины, такой, как карма, или материальной причины, как пракрити, для творения мира является недопустимым. Майя также не является признаком, который создает иллюзорные формы. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
| ||
|