Библиотека >> Индийская философия. Том второй
Скачать 537.53 Кбайт Индийская философия. Том второй
Шакти, часто называемая умой, является, помимо того, отражением Шивы, а не независимым существованием. Абсолютное в самом себе называется Шивой, а абсолютное в отношении к объектам называется шакти. В "Сиддханте" Шива является не только абсолютом метафизики, но и богом религии. Он является спасителем и гуру, и он принимает на себя эту миссию из-за своей большой любви к человечеству. Шива является богом любви12.
Владыке (пати) принадлежит пашу (буквально скот), бесконечный содержатель душ. Он не является их творцом, так как они вечны. Душа отличается от тела, которое является бессознательным объектом опыта (бхогья). Присутствие творца доказывается фактами памяти и узнавания. Он является вездесущим, постоянным, сознательным деятелем. Он является местом пребывания вечной и вездесущей читшакти13. Он обладает сознанием (чайтаньям), сущность которого лежит в зрительном акте (дриккриярупам). Согласно "Шиваджнянасиддхияур", душа отличается от грубого тела так же, как и от тонкого, хотя и соединена с ними, и обладает она функциями желания, мысли и действия (иччхаджнянакрия)14. Она становится единой с вещью, в которой она пребывает в течение жизни. В мире сансары она сосредоточивается на мирских вещах, в то время как в состоянии освобождения она сосредоточивает свое сознание на боге. В то же время в состоянии пралайи души, лишенные воплощения, пребывают как силы и энергии в великом Шиве. Количество душ не может быть увеличено или уменьшено. Чем больше душ получает освобождение, тем меньшим становится число воплощенных душ. Сознание совершенно ясно проявляет себя в свободном состоянии, в то время как оно скрыто в несвободном состоянии. Имеется три класса индивидуальных душ – соответственно тому, являются ли они субъектами для трех, двух или одной смеси15. Земля и все остальное также являются результатом божественного творения. Они бессознательны и служат целям душ. Материал зависимостей (пашаджала) различается по авидье, карме и майе16. Первое называется анавамала, или порок, обусловленный неправильным пониманием предельности (анутва), которую имеет душа. Сама она, будучи чистым сознанием, видит себя как обладающую пределом и заключенную в теле, а также ограниченную в познании и силе. Она не знает, что ее природа состоит в сознании, а также ошибочно принимает тело за свою действительность. Это узы (пашутва) души (пашу). Эта авидья одна и та же во всех существах, не имеет начала, является плотной, большой и многообразной. Творение и разрушение и т.д. имеют место по отношению к конечному миру, и они рассматриваются как модификации (паринама) авидьи17. Карма является причиной соединения сознательной души с бессознательным телом. Она является помощником авидьи. Ее называют кармой потому, что она произведена деяниями существ. Она так же невидима (адришта), как и неуловима. Она преобладает во время творения и вновь поглощается майей во время пралайи. Она не может подвергнуться разрушению, но должна истощиться в своих следствиях18. Майя материальная причина мира – бессознательна по природе19 и является ростком вселенной, обладающим множеством сил, вездесущностью и неразрушимостью. "Как ствол, лист и плод, находящиеся в скрытом состоянии в семени, вырастают из него, так и вселенная – от кала до Земли – (кшити) развивается из майи"20. Шиваитская система большое внимание уделяет процессу творения. В то время как Шива является чистым сознанием, а материя – чистой бессознательностью, шакти, говорят, находится между ними. Она не является материальной причиной мира, так как представляет собой нечто относящееся к природе сознания (чайтанья). Она является внешним звуком, связующим звеном между грубым и тонким, материальным и духовным, между словом и понятием21, является шудхамайей, матерью вселенной, Ваком или Надой, "голосом молчания". Шайва сиддханта делит вселенную на тридцать шесть таттв В противоположность двадцати пяти санкхьям. Над пурушей мы имеем панчаканчуку, или оболочку, сложенную из пяти частей, а именно из нияти (порядка), калы (времени), раги (интереса), видьи (познания), кала (силы). Над калой находятся майя, шудхавидья, Ишвара, садашива, шакти и Шива. Шивататтва образует самостоятельный класс; садашива, Ишвара и шудхавидья образуют видьятаттвы, а другие двадцать три, находящиеся ниже майи, являются атмататтвами. Они являются различными стадиями развития. Майя сперва развивается в неуловимые принципы, а затем – в очевидный. Кала, первый принцип, развившийся из майи, преодолевает смеси, затемняющие проявление сознания, и помогает ему проявить себя в соответствии с кармой; посредством следующего принципа, видьи, душа приобретает восприятие удовольствия и боли. "Видья является таким орудием, благодаря которому активный дух наблюдает действия буддхи"22. Майя – это желание, от которого зависит весь опыт. Кала, или время, регулирует восприятия прошлого, настоящего и будущего. Время не является вечным, так как вечность не зависит от времени. Нияти – это неизменный порядок, устанавливающий различия тел, органов и тому подобного для различных душ. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
| ||
|