Библиотека >> Индийская философия. Том второй
Скачать 537.53 Кбайт Индийская философия. Том второй
Четвертая трактует о воле, печали, страдании и освобождении
Местами, от случая к случаю, она касается теории ошибок и отношения целого к частям. Последняя книга обсуждает джати, или мнимые возражения. и ниграхана, или поводы для возражений. "Ньяя-сутра" пытается согласовать результаты логической мысли брахманизма с его религиозными и философскими догматами. В результате получилась логическая защита теистического реализма. Сутры Гаутамы, во всяком случае наиболее ранние из них, относятся к III веку до н.э., эпохе ахник, или ежедневных уроков, подобно навахнику во "Вья карана Махабхашье" Патанджали, хотя кое-что из содержания "Ньяя-сутры" относится безусловно к нашей эре27. "Ньяя Бхашья" Ватсьяяны является классическим комментарием на "Ньяя-сутру". Очевидно, Ватсьяяна не был ближайшим последователем Гаутамы, так как его работа содержит отрывки, написанные в стиле варттик, которые в сжатой форме дают результаты дискуссий, происходивших в школе Гаутамы. Ватсьяяна предлагает различные объяснения некоторых сутр, указывая тем самым на то, что были и более ранние комментаторы, которые не все были согласны между собой в истолкованиях сутр28. Кроме того, Ватсьяяна ссылается на Гаутаму как на мудреца далекого прошлого и приводит цитаты из "Махабхашьи" Патанджали и "Артха шастры"29 Каутильи, а также из "Вайшешика-сутры"30. Нагарджуна, автор "Упаякаусальи" и "Виграхавьявартани", безусловно, жил раньше, чем Ватсьяяна, который пытается бороться со взглядами Нагарджуны. Дигнага критиковал толкование Ватсьяяиы с буддистской точки зрения. Из всего этого мы можем заключить, что Ватсьяяна жил приблизительно около 400 года. н.э.31 Произведениями Дигнаги, сохранившимися в переводе на тибетский язык, являются: "Праманасамуччая" с комментарием самого автора, "Ньяяправеша", Хетучакрахамара", "Аламбанапарикша" и "Праманамастраправеша", о которых говорят, что они популярны в Японии32 Дигнага жил в V веке н.э.33. Многие важные изменения, которые внес в логическое учение Прашастанада, можно найти и у Дигнаги, оригинальность которого во многом ставится под сомнение, если считать, что Прашастапада был его предшественником. "Ньяяварттика" Уддьйотакары (VI век н.э.)34 является защитой Ватсьяяны против нападок Дигнаги. "Ньяябинду" Дхармакирти есть защита Дигнаги от критики Уддьйотакары. Если принять, что "Вадавидхи", на которую ссылается Уддьйотакара35, есть другое название "Ваданьяйи" Дхармакирти и что шастра, упоминаемая Дхармакирти в его "Ньяябинду"36, есть "Варттика" Уддьйотакары, то можно считать, что эти два писателя относятся к одному и тому же периоду. Однако самой поздней датой, к которой может быть отнесена жизнь Дхармакирты, является начало VII века37. В IX веке Дхармоттара в своей "Ньяябиндутике" продолжал линию Дигнаги и Дхармакирти. К первой половине IX века Вачаспати в своей "Ньяяварттика-татпарьятике" восстановил ортодоксальные взгляды ньяйи. Он написал также и другие, более мелкие работы о ньяйе, например "Ньяяшучинибандху". "Ньяясутродхара" также приписывалась ему38. Это был многосторонний гений, написавший авторитетные работы о других системах, как-то: "Бхамати" – об адвайта-веданте и "Санкхьятаттвакаумуди" – о санкхье За это его величали титулом Сарватамрасватандра или Саддаршаниваллабха. "Татпарьяпаришуддхи" Удаяны (984 год н.э.) является ценным комментарием на работы Вачаспати. Его "Атмататтвавивека" представляет собой защиту теории вечности души и критику буддистских мыслителей – Арьякнрти и других. Его "Кусуманджали" – первая систематическая работа о теизме ньяйи39. Его другими работами являются "Киранавали" и "Ньяяпаришишта". "Ньяяманджари" Джаянты есть самостоятельный комментарий к "Ньяя-сутре". Джаянта, который цитирует Вачаспати и которого цитируют Ратнапрадха и Девасури, жил в Х веке40. "Ньяясара" Бхасарваджни представляет собой, как указывает ее название, обзор философии ньяйи. Он признает доказательность восприятия, вывода и словесного свидетельства и отвергает сравнение как самостоятельное средство доказательства. Он шиваит, возможно, Кашмирской секты, и жил в Х веке н.э. "Ньяянибандхапракаша" (1225 год н.э.) является комментарием на "Ньяятатпарьяпаришуддхи" Удаяны, хотя и включает в себя взгляды Гангеши, отца Вардхаманы и основателя новой школы. "Макаранда" Ручидатты (1275 год н.э.) развивает взгляды Вардхаманы41. Более поздние работы о ньяйе открыто принимают категории вайшешики, которые они сводят к прамейе, то есть к объектам познания, или к артхе, являющейся одной из двенадцати видов прамейи. "Таркшаракша" Варадараджи (XII век н.э.) – очень важный трактат синкретической школы. Он подводит под прамейю двенадцать объектов ньяйи, как и шесть категорий вайшешики. "Таркабхаша" Кишава Мишры (конец XIII века) сочетает взгляды ньяйи и вайшешики42. "Дашавайкаликанирьюкти" Бхадрабаху (ок. 357 года до н.э.), "Ньяяватара" Сиддхаина Дивакары (VI век н.э.), "Парикшамукха-сутра" Маникьянди (800 год н.э.). "Прамананаятаттвалокаламкара" Девасури (XII век н.э.) и "Прамеякамаламартанда" Прабхачандры являются важными джайнскими логическими работами. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
| ||
|