Библиотека >> Искусство понимать себя и окружающих

Скачать 323.21 Кбайт
Искусство понимать себя и окружающих

Прихожу. Смотрю: он лежит на кровати и детектив читает.
— Ты что, уже позанимался сегодня? — все еще надеюсь я.
— Не-е, — отвечает он лениво, с явной неохотой откладывая в сторону книгу.
— Лодырь! Хронический бездельник! Оболтус! — выношу я вердикт. — Хватай сейчас же учебники, мы еще успеем все выучить. Он говорит, картинно потягиваясь:
— У меня сегодня нет настроения... И вообще, тебе-то что? Мне же пару поставят, а не тебе!
Я ухожу, громко хлопнув дверью. На следующий день он с таким же треском проваливает зачет. Приходит ко мне с несчастным видом:
— Я схлопотал...
— Ну?
— Схлопотал пару.
— Вот и прекрасно. Надо было учить, а не маяться дурью, — холодно резюмирую я.
— Конечно, ты права...
Ах, этот покорный вид! Виноватые глаза! Увы, я уже знаю, что сдамся, и знаю, что он это знает. Но держусь за свой последний бастион:
— Вчера ты, по-моему, так не думал и вообще наговорил мне гадостей. Мог бы и извиниться!
Извиниться он, конечно, согласен. Хоть прямо сейчас. Но не иначе, как сделав из этого дурашливую театральную сцену. Он возводит глаза к потолку, падает на колени и молитвенно складывает руки:
— Я бессовестный эгоист, подлый и никчемный человек... Заканчивается все это тем, что я, как обычно, начинаю смеяться и прощаю ему все. Он прекрасно понимает, каким образом он может поиграть на моих чувствах...
Как-то раз вдруг приходит и заявляет, что один преподаватель написал на него докладную и теперь его должны выгнать из университета! Я сильно расстроилась. У меня сразу же появилось множество планов исправить положение: я так разгневалась на его обидчиков, что стала кричать что-то вроде: «Тем, кто посмеет тебя выгнать, придется плохо!», и т. д.
Он полюбовался моим видом, выдержал паузу и, видимо, удовлетворившись произведенным эффектом, вдруг спокойно заявил, что это — всего лишь шутка... Хороша «шутка»!
Я, конечно, выхожу из себя. Мы ужасно ссоримся. А на следующий день он приходит ко мне со страдальческим видом, признает свои ошибки, опять смешит меня... и опять, который уже раз, я чувствую, что не могу на него злиться!
В обоих приведенных случаях отношения носят существенно разный оттенок. В первом, вероятно, доминирует Гексли — своей энергией, нетривиальностью, парадоксальными выходками, и Гамлета эти выходки, похоже, устраивают: для него они не что иное, как возможность принять участие в очередном забавном представлении на карнавале жизни. Партнеры взаимно питают друг друга: первый (Гексли) -изобретательностью, свойственной его сильной функции, способностью создавать нестандартные ситуации, а другой (Гамлет) — благоприятной эмоциональной реакцией на эти ситуации, возможностью своего артистического участия в них. Второй случай не столь благополучен. Здесь лидирует Гамлет, и лидирует, явно эксплуатируя добросовестность и доброту партнера. Он — манипулятор. Конфликты, с сопутствующей им драматизацией, «разыгрываются» им, как по нотам, и лишь бесконечная снисходительность Гексли позволяет держаться такому союзу. Но рано или поздно, если тактика Гамлета не изменится, может произойти окончательный разрыв отношений. Психологически Гексли не так уж трудно будет отказаться от такого партнера, особенно после того, как его «репертуар» ей окончательно надоест. Вероятно, в данном случае у Гексли усилена функция 2-го канала — этика отношений, вот почему выходки Гамлета, даже такие, которые прямо оскорбляют Гексли, в конце концов получают прощение. Но на прочность союза тут рассчитывать не приходится.
Глава 15, 16. Отношения социального заказа.

Эти отношения, так же, как и отношения ревизии, асимметричны. Один из партнеров — Заказчик — активизирует слабый 4-й канал Подзаказного. Хорошей обратной связи здесь нет, т. к. обе сильные функции Подзаказного не воздействуют на Заказчика.
Этим механизмом определяется и характер отношений: все, что говорит и делает Подзаказный, Заказчику кажется не слишком важным и значимым, а Заказчик, наоборот, воспринимается Подзаказным как весьма значительная фигура — в сфере действия 2-й функции Заказчика (именно отсюда и поступает «заказ»). Этот заказ очень трудно не выполнить, ибо он воспринимается функцией 4-го канала Подзаказного, внушаемой и не способной критически разобраться в информации.
Вот как выглядят отношения социального заказа со стороны Подзаказного (Штирлиц), на которого как Заказчик действует его подруга (Наполеон):
(Наполеон — Штирлиц)
Она всегда стремится быть а центре внимания. В любой компании даже совершенно незнакомых ей людей она говорит больше других и громче других. Стремится все делать сама. Ей кажется, что лучше, чем она, никто ничего не сделает. Она очень эмоциональна — легко обижается и легко забывает обиду.
На меня она иногда чересчур давит своей эмоциональностью. Когда обрушивается такой поток эмоций, это меня оглушает, так как сам я совершенно безэмоциональный человек. Но все это не очень сильно на меня действует, так как я много времени уделяю друзьям и спорту. Особенно помогает спорт. Расставшись с подружкой, я чувствую себя непривычно возбужденным, это меня раздражает.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166