Библиотека >> Искусство понимать себя и окружающих

Скачать 323.21 Кбайт
Искусство понимать себя и окружающих

..»
Замечательные фантазии Ильи Ильича, описанные в приведенной цитате, явно указывают на его самую сильную функцию — (интровертную интуицию, БИ). Таковы свойства его 1-го, программного, самого мощного канала. Но в какой сфере они реализуются? Обратите внимание на то, что мечты О6ломова связаны с интересом к людям, стремлением к общению с ними. Вполне очевидно, что это этическая функция ЧЭ.
И еще одно обстоятельство указывает на «этику» как сферу реализации самой сильной функции: мечты доставляют Обломову чувство ни с чем не сравнимой радости, он эмоционально к ним привязан! Его эмоциональность проявляется во многих других эпизодах романа, например: «Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слезы, и еще труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик», — так он впервые воспринял пение Ольги.
Вот мы и определили функции ведущего блока: БИ-ЧЭ.
Стало быть, соционический тип О6ломова — интуитивно-этический интроверт (ИЭИ), он же Есенин, он же Лирик.
Обратимся к слабым функциям. У ИЭИ это должны быть волевая сенсорика (собственно, двигательная активность, способность к физической экспансии) и деловая логика; в модели «Ю», соответственно, — 4-й и 3-й каналы. Вот две красноречивых цитаты, имеющие отношение к этим функциям:
«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием». (ЧЛ — 3-й канал, КНС)
«Не брани меня, Андрей, а лучше в самом деле помоги! — начал он со вздохом. — ...Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет. Дай мне своей воли и ума и веди меня, куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду, а один не сдвинусь с места». (ЧС — 4-й канал)
Совсем иной человек Андрей Иванович Штольц, психологический антипод Обломова. Он — человек действия, постоянно в работе и в движении: «...понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его. Меж тем он ездит и в свет, и читает: когда он успевает — Бог весть». Отсюда мы видим, что главным свойством Штольца является деловая активность, что его действия в основном целенаправленны. Значит, функцией его сильнейшего (1-го) каната, вероятно, является деловая логика (ЧЛ).
В какой же области он ее применяет? В романе Гончарова на это дается однозначный ответ: почти исключительно в материальной. Мечтания — не его удел: «Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца». Таким образом, функцией 2-го канала у Штольца мы можем считать сенсорику ощущений (БС).
Вполне прагматичная, материально ориентированная функция. Ведущий блок здесь, стало быть, имеет вид: ЧЛ-БС. Этот тип в соционике называется логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ), он же Штирлиц, он же Администратор.
В романе мы находим указания и на слабые функции Штольца. Во всем, что касается области чудесного и загадочного (то есть области действия интуиции времени БИ), Штольц чувствует себя неуверенно: «Больше всего он боялся воображения, этого двуличного спутника... Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе. То, что не подвергалось анализу опыта, практической истины, было в его глазах оптический обман... Он упрямо останавливался у порога тайны, не обнаруживая ни веры ребенка, ни сомнения фата, а ожидал появления закона, а с ним и ключа к ней. Так же тонко и осторожно, как за воображением, следил он за сердцем. Здесь, часто оступаясь, он должен был сознаваться, что сфера сердечных отправлений была еще terra incognita». В последней части цитаты — очевидное проявление слабости этики отношений (БЭ).
Глава 5. Рациональность — иррациональность.
Теперь мы уже почти все знаем для того, чтобы уметь определить соционический тип. Но есть одно существенное затруднение. Допустим, мы сумели определить две самые сильные функции. Какую же из них следует считать преобладающей (т. е. какая займет 1-й канал)? Это далеко не всегда видно с первого взгляда.
Чтобы разобраться в этом, обратимся еще раз к работе К. Г. Юнга «Психологические типы». Рассматривая две взаимосвязанные пары функций (которые в соционике обозначаются как логика — этика и сенсорика — интуиция), он дает каждой из них общую характеристику.
Первую пару (логика — этика) он характеризует следующим образом: «Я называю оба предшествующих типа рациональными или рассудительными, потому что они характеризуются первенством разумно рассуждающей функции. Общим признаком обоих типов является то, что их жизнь в высокой мере подчинена разумному суждению... Рассудочность сознательного руководства жизнью обоих типов означает сознательное исключение случайного и не соответствующего разуму.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166