Библиотека >> Практика гештальттерапии
Скачать 314.18 Кбайт Практика гештальттерапии
Если бы другой действовал так, как проецирующий предполагает, и действительно отвергал его, цель была бы достигнута, – то есть это вело бы к их разделению, а это и есть то, чего проецирующий хочет, не сознавая этого.
Предположим "мистер X" опаздывает на назначенное свидание. Если без каких-либо иных оснований человек приходит к заключению, что это знак неуважения, – это может значить, что человек сам высокомерен. Часто встречающийся в повседневной жизни случай параноидальной проекции – это ревнивый муж или ревнивая жена. Если вы склонны к ревности и постоянно подозреваете или "доказываете" неверность, посмотрите, не подавляете ли вы сами желание быть неверным тем самым образом, какой вы приписываете партнеру? Примените детали своих подозрений как себе как ключ: возможно, что вы бы делали это именно таким образом, с такими же тайными звонками по телефону и пр. Второй важный источник параноической ревности также проективен. Ревнующий партнер подавляет свои гомосексуальные (лесбийские) импульсы, и воображает, что партнер любит другого мужчину (или другую женщину), вызывая образы их соединения. Эпитеты, которые он адресует воображаемым любовникам – те самые, которые он (она) обратил бы к собственным вытесняемым импульсам. Во всех случаях степень очевидности или противоречивости несущественна. Ревнивому мужу или раздражительной свекрови не помогут доказательства, что они не правы; ситуация повторится со столь же необоснованными доказательствами обвинения. Проецирующий привязывается к своей пассивно-страдательной роли и избегает какого бы то ни было изменения. Исключительно важный и опасный класс проекций – это предрассудки: расовые, классовые, антисемитизм, антифеминизм и пр. В каждом таком случае, помимо других факторов, действует приписывание принижаемой группе тех самых черт, которые реально принадлежат самому обладателю предрассудка, но которые он отказывается сознавать. Ненавидя собственную "животность" и отказываясь смотреть ей в лицо (хотя часто она, если ее поставить в надлежащий контекст, оказывается полезным импульсом организма), обладатель предрассудка полагает и "доказывает", что презираемая им группа "не выше животных". Рассмотрите собственные взгляды по этим поводам так искренне, как это для вас возможно, и посмотрите, не являются ли некоторые ваши воззрения предрассудками. Полезным признаком может быть то, что определенные бросающиеся в глаза "подтверждающие" случаи принимают в уме преувеличенные размеры. Эти индивидуальные случаи на самом деле не показательны для проблем, включающих массы людей, которые разумно могут обсуждаться только в терминах холодной статистики. Если вы заметите такие поразительные подтверждения какой-нибудь своей излюбленной идеи, посмотрите, не являетесь ли вы сами носителем той черты, о которой идет речь. Вопреки мнению, что такая пассивно-страдательная проективная позиция характерна только для мазохистские и пассивно-женских типов, мы полагаем, что она типична для современного расщепленного человека. Она запечатлена в нашем языке, в нашем отношении к миру, в наших институтах. Стремление предотвратить направление наружу движения, инициативу, социальное ущемление агрессивных импульсов, эпидемическая болезнь "самоконтроля" и "самообладания" порождает язык, в котором "я" редко делает или выражает что-то; вместо этого "оно" случается. Эти ограничительные меры привели также к представлению о мире как совершено "нейтральном" и "объективном", не имеющим отношения к нашим нуждам и заботам; к институтам, которые берут на себя наши функции, которые можно обвинять в том, что они "контролируют" нас и изливают на нас враждебность, – ту враждебность, от которой мы столь старательно открещиваемся в себе, как будто не сами люди наделяют институты той силой, которой они располагают! В таком мире проекций человек, вместо того, чтобы сердиться, "подвергается" приступу ярости, с которым он не может "справиться". Он не думает, а мысль "приходит" ему в голову. Его "преследует" проблема. Его заботы "беспокоят" его, в то время как в действительности он беспокоит себя и всех, кого может. Отчужденный от собственных импульсов, хотя и неспособный уничтожить чувства и действия, которые эти импульсы вызывают, человек превращает собственное поведение во внешние себе "вещи". Поскольку он не переживает это как себя в действии, он отрекается от ответственности за это, пытается забыть или скрыть это, или проецирует это и страдает от этого, как от приходящего извне. Он не грезит и не желает; сон "приходит к нему". Он не блистает славой; абстрактная слава становится вещью, за которую умирают. Он не прогрессирует и не хочет прогрессировать, но Прогресс – с большой буквы – становится его фетишем. Когда ранний психоанализ ввел понятие "Id" или "Оно" (It) в качестве источника стремлений и снов, он выразил эту могущественную истину: личность не ограничена узкой сферой "я" и его маленьких "разумных" самоконтролируемых мыслишек и планов. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
| ||
|