Библиотека >> Практика гештальттерапии
Скачать 314.18 Кбайт Практика гештальттерапии
"
"Ощущение наличной действительности, ощущение противоположных сил, сосредоточение и дифференцированное единство столь взаимосвязаны, что если, в контакте с моим окружением, я сознаю что-нибудь одно из этого, я сознаю и все остальное." "Продолжая выполнять эти эксперименты, я замечаю все большую интеграцию их всех. Каждый следующий вносит все больше в основную тему: обрести ощущение наличной действительности. Последнее, в частности, продолжает эту тенденцию, но я не могу сказать, что что-нибудь неожиданное открылось мне в понятии дифференцированной целостности. Наиболее новым была деструкция и реконструкция людей, но мне трудно отличить эту деструкцию и реконструкцию от предыдущих экспериментов, все сливается, границы исчезают. Тем не менее, я чувствую, как что-то не позволяет мне погрузиться в практику "самосознавания", как бы она ни было полезна. Мне кажется, я должен сначала практиковать ее "теоретически", во внутренней речи, прежде чем осмелюсь делать все это вслух в компании других людей. Многое из этого становится "второй натурой" – например, растущая тенденция мыслить в терминах "здесь и сейчас". Это уже не удивляет меня и не кажется чем-то особенным; это становится частью меня." Глава 3 МЕТОДИКА СОЗНАВАНИЯ Эксперимент 5 ВСПОМИНАНИЕ Задачей четырех экспериментов предыдущей группы было усилить и обострить ваш контакт с окружающим. Может быть вам показалось, что они мало касаются каких-либо ваших личных проблем. Если так, мы согласимся, что до сих пор не имели дело непосредственно с "внутренними конфликтами вашего ума"; мы занимались улучшением ориентации ваших рецепторов – по большей части экстерорецепторов – чтобы вы могли обрести большее сознавание того, где вы находитесь. Мы надеемся, что вы уже ощутили это, и согласитесь не только на словах, что "вы" и "ваше окружение" – это не нечто существующее отдельно, а целостная взаимозависимо функционирующая система. Без среды ваши чувства, мысли, тенденции (то есть – вы сами) не организовались бы, не имели бы направления и возможности сосредоточиться на чем-либо; с другой стороны без живой, дифференцированной организации сознавания ваша среда – для вас – не существовала бы. Ваше ощущение целостного совместного функционирования себя и своей среды есть контакт, и процесс его осуществления – это формирование и уточнение противопоставления фигуры и фона, что является, как мы видели, работой спонтанного внимания и возрастающего возбуждения. Для вас, как живого существа, контакт есть предельная реальность. В осязании, обонянии и вкусе ощущение контакта удерживается довольно хорошо, что касается зрения и слуха, как более "дистантных" модальностей, то большинство современных людей воспринимают то, что они видят и слышат, как приходящее или даже навязываемое им извне, и реагируют в большей или в меньшей степени "защитным рефлексом". Такое поведение – симптом параноидальной проекции, к чему мы вернемся позже. В целом люди не всегда даже смутно сознают, что их видение и слышание – это как бы "протягивание", активное "вытягивание" к тому, что интересно и кажется способным удовлетворить потребности. Не сознавая этого, люди полагают, что окружающее нападет на них, а не наоборот, как это должно быть у любого здорового организма. Следовательно, поскольку их потребности, очевидно, должны быть удовлетворены в среде и посредством среды, они, не сознавая этого, хотят, чтобы окружающее нападало на них! Скажем это иными словами – потому что современному человеку очень трудно понять и принять это: для своей жизни, роста и развития организм должен находиться в интимном контакте со своим миром; но если (как мы дальше будем показывать) организм, из-за страхов и тревожности, приобретенных в предыдущем функционировании, не смеет инициировать необходимые контакты и принять ответственность за них, тогда, поскольку они должны осуществляться, чтобы жизнь продолжалась, инициатива и ответственность перекладывается на окружающее. Люди ожидают этого от разных частей окружающего. Это могут быть, например, "свои люди", "правительство", "общество" или "Бог". Эти источники должны либо "обеспечить меня тем, что мне нужно", либо "заставить меня делать то, что я должен делать." Мы понимаем, что в этом месте многие из вас начинают возражать. Например, назвать параноидальной проекцией представления о видимом и слышимом, как о навязываемой среде, – это сильное выражение. И, конечно, возможны исключения: бывают случаи, когда среда действительно нападает. Но если это не так, то защита может быть излишней. В отношении ощущения собственных движений, люди часто сознают и принимают только то, что связано с произвольно, "намеренно" осуществляемыми движениями. Спонтанные взаимодействия мышц с силой тяжести, твердыми телами и многими другими, выполняются без сознавания. Нужно вновь обрести понимание того, что это вы видите, слышите, движетесь, вы фокусированы на объектах – интересных или скучных, желаемых или враждебных, прекрасных, безобразных или нейтральных. Пока вы принимаете окружающее как нечто "данное" или навязанное, с чем в лучшем случае приходится мириться, – вы продлеваете существование нежелательных для вас аспектов своей среды. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
| ||
|