Библиотека >> Практика гештальттерапии
Скачать 314.18 Кбайт Практика гештальттерапии
Такие упражнения могут применяться к слышанию и другим сенсорным модальностям. Обратите внимание на сопротивления при попытках вспоминать голоса людей. Если это вам совершенно не удается, значит вы на самом деле вообще не слушаете людей. Может быть, вы заняты тем, что вы сами собираетесь сказать, когда удастся вставить словечко; или вы с большей, чем вам кажется, неприязнью относитесь к говорящему. Запахи, вкусы, движения не так легко пережить вновь так же живо, как в реальности, это уже похоже на галлюцинацию. Если вам удастся вспомнить что-нибудь такого рода, вы заметите, что эти ощущения эмоционально нагружены. Эмоция – это гештальт, объединяющий экстерорецепцию и проприорецепцию, как мы подробнее увидим позже. Видение и слышание, будучи "дистантными" ощущениями, могут быть сравнительно легко отвлечены от живого соучастия и стать "безэмоциональными" – если не говорить о реакции на изобразительные искусства и музыку, которые стремятся побиться через блокировку. Вкус и запах, "близкие" модальности, могут сохранять эмоциональный тон, хотя отсутствие вкусовых и обонятельных ощущений – довольно часто встречающиеся сопротивления. Теперь повторите эксперимент вспоминания, но на сей раз не центрируйтесь исключительно на видении, попытайтесь включить как можно больше ощущений: вспомните не только то, что вы видели, но и то, что слышали, нюхали, ощущали на вкус, осязанием, как вы переживали собственные движения; попытайтесь восстановить эмоциональный тон, который сопровождал это переживание. Избегаете ли вы вспоминать об определенном человеке? Замечаете ли вы, что можете вспомнить неживые объекты или фотографии людей, но не самих людей? Когда вы вспоминаете ситуации, остаются ли они статическими или появляется движение? Присутствует ли нечто драматическое, какая-либо мотивация? Возникают ли только отрывки, или вы можете прослеживать детали, не теряя целого? Удаляются ли образы или затуманиваются? Цитируя отчеты об этом эксперименте, начнем с напоминания, что "доказывание своих возможностей" – наиболее опасный самообман из всех сопротивлений: "Я не встретился ни с какими трудностями в этом задании. Я могу с полной ясностью вспомнить сцены, события, ситуации, людей, как недавно происходившие, так и давно прошедшие. Я не нахожу никаких особых напряжений или блокировок в протекании вспоминания." Некоторые участники эксперимента обнаружили, что при хорошем визуальном вспоминании они почти лишены слухового. Для других дело обстоит наоборот: "Эксперимент на вспоминание был наиболее плодотворным, т.к. он дал мне возможность ярко увидеть свой недостаток. Я чувствовал себя "мастером" во всем, что касалось предыдущих экспериментов: фигура/фон, сосредоточение, действительность и пр.; когда я начал этот эксперимент, результат поразил меня. Я всегда знал, что обладаю прекрасной способностью видеть и восстанавливать увиденное в памяти, но я не знал до какой степени это преобладало в моей сознании и возможно – увы!! – компенсировало то, чего недоставало. Я часто говорил друзьям, что изобразительные искусства для меня то же, что для других – музыка. Я имел в виду, что большинство людей слепы к визуальным отношениями фигуры/фона, обращая внимание только на слуховые фигуру/фон; отсюда и трудности в понимании современных художников-абстракционистов. Но я не знал, что сам я практически глух к слуховым фигуре/фону. Голая правда состояла в том, что в эксперименте на вспоминание я оказался совершенно неспособным восстановить слуховые впечатления. С этого времени я очень стараюсь слушать, например, я начинаю понимать, что танцы – это не только шарканье ног." Многие отмечают трудность вспоминания движущихся сцен и объектов, многим трудно вспомнить цвет, они визуализируют в черно-белых тонах. Фотографии людей вспомнить легче, чем самих людей. Во многих случаях простое обнаружение благодаря этому эксперименту той или иной неполноты восприятия позволяло обратить интерес и внимание на недооцениваемые модальности. "До того, как я прочел инструкции к этому эксперименту, я всегда думал, что разговоры об "образах" – это просто фигура речи. По-видимому, я считал, что все, что мы вспоминаем – это результат вербализации. Сейчас мне начинает удаваться уловить смутные образы, иногда возникают вспышки ярких воспоминаний. Как ни странно, мне легче вспоминать голоса, чем картины." Личная значимость вспоминаемого, разумеется, влияет на живость памяти. Вот пример: "Голоса либо не удается восстановить в памяти, либо они приходят с такой глубокой реальностью, что это пугает. Это были голоса матери и отчима. Когда я услышал их, внимание стало уплывать, и на меня нашла сонливость." Вот еще один отчет: "Я обнаружил, что легче вспоминать хорошие события, чем дурные, и это более способствует релаксации. Одно событие, которое я вспоминал, заставило мои ноги непроизвольно двигаться. Это был случай, когда мне пришлось быстро отскочить, чтобы не быть порезанным разбитой бутылкой из-под пива. Удивительно, насколько живым было воспоминание: я ощутил ускоренное дыхание и сердцебиение. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
| ||
|