Библиотека >> Чтения о богочеловечестве.
Скачать 135.35 Кбайт Чтения о богочеловечестве.
Но
эти две сферы так и остаются друг против друга, не находят своего примирения в
классическом миросозерцании. Мир идей, идеальный космос, составляющий истину
этого миросозерцания в его высшем выражении - платонизме, представляет бытие
абсолютно неизменное, он пребывает в невозмутимом покое вечности, оставляя под
собою мир материальных явлений, отражаясь в этом мире, как солнце в мутном
потоке, но оставляя его без изменения, не очищая и не просветляя его. И от
человека такое миросозерцание требует только, чтобы он ушел из этого
мира, вынырнул из этого мутного потока на свет идеального солнца, чтобы он
освободился от оков телесного бытия, как из темницы или гроба. Таким образом,
двойственность и противоположение идеального и материального мира, истины и
факта, здесь остается неразрешенною, примирения нет. Если истинно-сущее
открывается только созерцающему уму как мир идей, то, следовательно, личная
жизнь человека, область его воли и деятельности, остается вне истины, в мире
ложного материального бытия; но в таком случае человек не может в самом деле и
совсем уйти из этого ложного мира, потому что это значило бы уйти от самого
себя, от своей собственной души, которая живет и страдает в этом мире. Идеальная
сфера при всем своем богатстве может только как предмет созерцания
отвлекать человека от его злой и страдающей воли, а не погасить ее. Эта
злая и страдающая воля есть коренной факт, который не может быть упразднен ни
индийским сознанием, что этот факт есть иллюзия (потому что и здесь он является
иллюзией только для сознания, а для всей жизни остается по-прежнему фактом), ни
тем, что человек будет на время уходить от этого факта в область идеального
созерцания, потому что он все-таки должен будет из этой светлой области снова
вернуться к злобной жизни.
Божественное начало может трояким образом действовать на отделившееся от него и утвердившееся в злой воле начало человеческое: оно может внешним образом подавлять его, но подавлять оно может только проявления злой воли, а не самую ту волю, которая, как сила внутренняя, субъективная, не может быть уничтожена никаким внешним действием. Поэтому то внешнее действие божественного Логоса на человека, которое мы находим в теогоническом процессе, является недостаточным, не соответствующим цели внутреннего воссоединения человечества с Божеством. Культ природной религии ограничивает самоутверждение человеческого начала, заставляет его невольно подчиниться действующим в природе высшим силам, заставляет его приносить жертвы этим силам, но корень его жизни, его злая воля, восставшее в нем материальное начало остается нетронутым как чуждое и недоступное этим внешним природным богам. Более близким к цели, но также недостаточным является второго рода действие божественного начала на человека, действие идеальное, или просвещающее. Возможность этого действия обусловливается тем, что душа человеческая есть нечто большее своего данного фактического состояния. Если в этом последнем она есть начало иррациональное, как слепая сила самоутверждения, то в потенции она есть начало разумное, стремление к внутреннему единству со всем. И если во внешнем подавляющем действии (в природной религии) божественный Логос относится к иррациональному началу души как сила к силе, то, возбуждая разумную потенцию человека, он может действовать в ней как разум или внутреннее слово; а именно, он может отвлекать душу от ее фактической действительности, ставить эту последнюю объектом и показывать душе призрачность ее материального бытия, зло ее природной воли, открывая ей истину другого соответствующего разуму бытия. Таково идеальное действие божественного Логоса, которое мы находим по преимуществу у культурных народов древнего мира в высшую эпоху их развития. Но и это действие, хотя и внутреннее, есть неполное, одностороннее. Сознавать ничтожество своей фактической действительности как объекта в созерцании не значит сделать его ничтожным в бытии, не значит на самом деле устранить ее. Пока личной воле и жизни, погруженной в неправду, противопоставляется истина только как идея, жизнь остается в сущности без изменения; отвлеченная идея не может одолеть ее, потому что личная жизненная воля, хотя бы и злая, есть все-таки действительная сила, тогда как идея, не воплощенная в живых личных силах, является только как светлая тень. Итак, для того, чтобы божественное начало действительно одолело злую волю и жизнь человека, необходимо, чтобы оно само явилось для души как живая личная сила, могущая проникнуть в душу и овладеть ею; необходимо, чтобы божественный Логос не влиял только на душу извне, а родился в самой душе, не ограничивая и не просвещая, а перерождая ее. И так как душа в природном человечестве является актуально лишь в множественности индивидуальных душ, то и действительное соединение божественного начала с душою необходимо имеет индивидуальную личную форму, то есть божественный Логос рождается как действительный индивидуальный человек. | ||
|