Библиотека >> Чтения о богочеловечестве.
Скачать 135.35 Кбайт Чтения о богочеловечестве.
Хотя греческая философия и занималась
этическими вопросами, в результате ее учение приходили к простому отрицанию
нравственного начала как такого. Если уже Сократ сводил добродетель к знанию,
устраняя таким образом ее существенную особенность, то великий ученик его с
большею определенностью признавал за высшее благо человека, за норму и цель его
жизни такое состояние, в котором исчезают все желания и всякая воля. Идеалом
человека для Платона был философ, характеристическая же особенность философа, по
выражению самого Платона (в "Федоне"), состоит в том, что он постоянно
умирает для практической жизни, то есть находится в состоянии чистого
созерцания вечных идей, исключающем всякое деятельное стремление, всякую
действительную волю. Поэтому и идеальное государство, по Платону, должно быть
царством философов, то есть высшая цель и для общества состоит в развитии
теоретической сферы и ее безусловном господстве над практическою жизнью. Точно
так же у стоиков нравственною нормою признавалась совершенная невозмутимость
духа (α'ταραξία), то есть чистое отрицание всякой определенной воли. Но если,
таким образом, здесь (как и в буддизме) нравственною целью ставилось простое
погашение воля, то это, очевидно, происходило оттого, что безусловная норма, то
есть божество, понималось здесь только как чистый объект, безличный и
безвольный, открывающийся поэтому только в чистом созерцании как состоянии
нравственного безразличия (поскольку добро и зло суть качества воли, а не
знания); ибо если бы в божестве признавалось деятельное начало воли, то
нравственною задачею человека являлось бы уже не простое уничтожение собственной
воли, а замена этой его волн волею божественною. Поэтому только та религия могла
иметь положительно-нравственное значение, могла определить собою и наполнить
область практической жизни, - только та религия, в которой божество открылось
как водящее лицо, которого воля дает высшую норму воле человеческой. В этом
существенное значение ветхозаветного откровения, ставящее его неизмеримо выше
всех других религии древности. Что божество должно быть водящим лицом, живым
Богом для того, чтобы положительно определять личную волю человека, - это ясно.
Но спрашивается, может ли божество по своей безусловной природе быть
лицом? Этот вопрос затемняется недоразумениями, происходящими от односторонности
противоположных взглядов, которые, впрочем, в одинаковой мере противоречат
самому первоначальному понятию божества как безусловного. Так, с одной стороны,
утверждающие личность божества обыкновенно утверждают, вместе с тем, что
божество есть только личность, то есть известное личное существо с
такими-то и такими-то атрибутами. Против этого основательно восстают пантеисты,
доказывая, что это значит ограничивать божество, отнимать у него бесконечность и
безусловность, делать его одним из многих. Очевидно, в самом деле, что божество,
как абсолютное, не может быть только личностью, только я, что оно более
чем личность. Но восстающие против этого ограничения сами впадают в
противоположную односторонность, утверждая, что божество просто лишено
личного бытия, что оно есть лишь безличная субстанция всего. Но если божество
есть субстанция, то есть самосущее, то, содержа в себе все, оно должно
различаться ото всего или утверждать свое собственное бытие, ибо в противном
случае не будет содержащего и божество, лишенное внутренней самостоятельности,
станет уже не субстанцией, а только атрибутом всего. Таким образом, уже в
качестве субстанции божество необходимо обладает самоопределением и
саморазличением, то есть личностью и сознанием.
Итак, истина, очевидно, в том, что божественное начало не есть личность только в том смысле, что оно не исчерпывается личным определением, что оно не есть только единое, но и все, не есть только индивидуальное, но и всеобъемлющее существо, не только сущий, но и сущность. Как безусловное, будучи субъектом, оно вместе с тем есть и субстанция; будучи личностью, или обладая личным бытием, оно вместе с тем есть и безусловное содержание, или идея, наполняющая это личное бытие. Божество больше личного бытия, свободно от него, но не потому, чтобы оно было лишено его (это было бы плохою свободой), а потому, что, обладая им, оно им не исчерпывается, а имеет и другое определение, которое делает его свободным от первого. В историческом развитии религиозного сознания, постепенно доходившего до полной истины, мир языческий, цвет которого выразился в эллинизме, утвердил преимущественно божество как все. Из двух необходимых моментов божественной действительности: личного, или субъективного, и идеального, или объективного, - этот мир воспринял и выразил известным образом только второй. Иудейство же, напротив, составляющее в этом отношении прямую противоположность эллинизму, восприняло и известным образом осуществило первый момент личной, или субъективной, действительности, познало божество как сущее, или чистое я. Разумеется, эта противоположность не была и не могла быть безусловною. | ||
|