Библиотека >> Чтения о богочеловечестве.
Скачать 135.35 Кбайт Чтения о богочеловечестве.
Эта первая ступень религиозного развития, на которой божественное начало скрыто
за миром природных явлений и прямым предметом религиозного сознания являются
лишь служебные существа и силы, непосредственно действующие в природе и
ближайшим образом определяющие материальную жизнь и судьбу человека, - эта
первая главная ступень представляется политеизмом в широком смысле этого слова,
то есть всеми мифологическими или так называемыми религиями природы. Я
называю эту ступень естественным или непосредственным откровением.
На следующей, второй ступени религиозного развития божественное начало
открывается в своем различии и противоположности с природой как ее отрицание,
или ничто (отсутствие) природного бытия, отрицательная свобода от него эту
ступень, отличающуюся по существу пессимистическим и аскетическим характером, я
называю отрицательным откровением; чистейший тип его представляется
буддизмом. Наконец, на третьей ступени божественное начало последовательно
открывается в своем собственном содержании, в том, что оно есть само в
себе и для себя (тогда как прежде оно открывалось только в том, что оно не есть,
то есть в своем другом, или же в простом отрицании этого другого, следовательно,
все же по отношению к нему, а не само по себе): эта третья ступень, которую я
называю вообще положительным откровением, сама представляет несколько
ясно различаемых фактов, которые подлежат особенному рассмотрению. Теперь же мы
возвратимся к первой, природной религии.
Так как здесь божественное начало познается только в существах и силах природного мира, то сама природа как такая получает божественное значение, признается чем-то безусловным, самосущим. В этом общий смысл натуралистического сознания: и здесь человек не удовлетворяется наличною действительностью, и здесь он ищет другого безусловного, но ищет и думает находить его в той же сфере природного материального бытия, а потому и подпадает под власть сил и начал, действующих в природе, впадает в рабство "немощным и скудным стихиям" природного мира. Но так как человеческая личность различает себя от природы, ставит ее себе предметом и таким образом оказывается не природным только существом, а чем-то другим и большим природы, то, следовательно, власть природных начал над человеческою личностью не может быть безусловною, - эта власть дается им самою человеческой личностью: природа господствует над нами внешним образом лишь потому и столько, поскольку мы ей внутренно подчиняемся; подчиняемся же мы ей внутренно, передаем ей сами власть над собою только потому, что думаем в ней быть тому безусловному содержанию, которое могло бы дать полноту нашей жизни и сознанию, могло бы ответить нашему бесконечному стремлению. Как только мы, то есть отдельный человек, а равно и все человечество, убеждаемся опытом, что природа, как внешний механизм и материал жизни, сама по себе лишена содержания и, следовательно, не может исполнить нашего требования, так необходимо природа теряет свою власть над нами, перестает быть божественною, мы внутренно освобождаемся от нее, а за полным внутренним освобождением необходимо следует и внешнее избавление. Внутреннее освобождение от природы в самосознании чистой личности впервые ясно выразилось в индийской философии. Вот что находим мы, например, в Санхъя-Карике - сочинении, которое приписывается мудрецу Капиле, основателю философской школы Санхъя и, по всей вероятности, ближайшему предшественнику буддизма. "Истинное и совершенное знание, которым достигается освобождение ото всякого зла, состоит в решительном и полном различении вещественных начал природного мира от чувствующего и познающего начала, то есть я. Дух (пуруша) есть зритель, свидетель, гость - он одинок и страдателен. Природа (пракрити) есть средство для духа - она приготовляет его к избавлению. Соединение духа с природою подобно соединению хромого со слепым. Слепая, но богатая действующими силами природа несет на себе бездействующего, но зрячего (сознательного) духа. Этим производится все творение. Дух испытывает страдания жизни и смерти до тех пор, пока не отрешится от связи с природою. Подобно тому как танцовщица, показавшая себя собранной толпе зрителей, кончает пляску и уходит, так удаляется производящая природа после того, как она показала себя духу во всем своем блеске. Танцовщица уходит, потому что ее видели, а зрители уходят, потому что они насмотрелись: так же расторгается полным знанием связь духа с природою. | ||
|