Библиотека >> Чтения о богочеловечестве.
Скачать 135.35 Кбайт Чтения о богочеловечестве.
Прогрессивный ход этого процесса объясняется таким образом.
Мировая душа первоначально, как чистое бессодержательное стремление к единству
всего, может получить это единство сперва лишь в самой общей и неопределенной
форме (в законе всеобщего тяготения). Это есть уже некоторая действительная,
хотя еще совершенно общая и пустая форма единства, и, следовательно, мировая
душа здесь уже некоторым образом реализуется. Но этою формою единства мировая
душа не покрывается, так как она есть потенция не этого, а абсолютного единства.
Поэтому она снова стремится, но уже не как чистая потенция, а как потенция, уже
в некоторой мере реализованная (в первой общей форме единства), и,
следовательно, стремится не к единству вообще, а к некоторому новому, ей еще
неведомому единству, могущему более удовлетворить ее, нежели то, которое она
имеет. С своей стороны, активное начало мирового процесса (Божественный Логос),
имея теперь перед собою мировую душу уже не как чистую потенцию, а как потенцию,
известным образом реализованную, именно как действительное единство тяготеющих
друг к другу элементарных сил, может соединиться с нею уже некоторым новым,
более определенным образом и породить через нее некоторую новую, более сложную и
глубокую связь мировых элементов, для которой прежняя, уже осуществленная их
связь служит реальным базисом или материальною средою. На этой новой ступени
процесса мировая душа является, таким образом, облеченною в некоторую уже более
совершенную форму единства, является полнее реализованною; но поскольку и эта
новая форма еще не выражает собою абсолютного единства, возникает новое
стремление, при осуществлении которого достигнутая перед тем форма единства в
свою очередь служит материальною основою и т. д. Таких последовательных ступеней
в мировом процессе можно различать великое множество, но мы укажем три главные
эпохи этого процесса: первая, когда космическая материя господствующим действием
силы тяготения стягивается в великие космические тела, - эпоха звездная, или
астральная; вторая, когда эти тела становятся базисом для развития более сложных
сил (то есть форм мирового единства) - теплоты, света, магнетизма,
электричества, химизма и вместе с тем конкретно расчленяются на сложную и
гармоническую систему тел, какова наша солнечная система; и, наконец, третья
эпоха, когда в пределах такой системы некоторый уже обособившийся индивидуальный
член ее (какова наша земля) становится материальным базисом для таких
образований, в которых вместо господствовавшего дотоле противоположения весомой,
косной, непроницаемой материи и невесомого, вечно движущегося и всепроницающего
эфира, как чистой среды единства, является конкретное слияние единящей
формы с осиленными ею материальными элементами в жизни органической.
После всего этого космогонического процесса, в котором божественное начало, соединяясь все теснее и теснее с мировою душою, все более и более осиливает хаотическую материю и наконец вводит ее в совершенную форму человеческого организма, - когда таким образом создана в природе внешняя оболочка для божественной идеи, начинается новый процесс развития самой этой идеи как начала внутреннего всеединства в форме сознания и свободной деятельности. В человеке мировая душа впервые внутренно соединяется с божественным Логосом в сознании как чистой форме всеединства. Будучи реально только одним из множества существ в природе, человек, в сознании своем имея способность постигать разум или внутреннюю связь и смысл (λόγος) всего существующего, является в идее как все и в этом смысле есть второе всеединое, образ и подобие Божие. В человеке природа перерастает саму себя и переходит (в сознании) в область бытия абсолютного. Воспринимая и нося в своем сознании вечную божественную идею и вместе с тем по фактическому происхождению и существованию своему неразрывно связанный с природой внешнего мира, человек является естественным посредником между Богом и материальным бытием, проводником всеединящего божественного начала в стихийную множественность, - устроителем и организатором вселенной. Эта роль, изначала принадлежащая мировой душе как вечному человечеству, в человеке природном, то есть происшедшем в мировом процессе, получает первую возможность фактического осуществления в порядке природы. | ||
|