Библиотека >> Чтения о богочеловечестве.
Скачать 135.35 Кбайт Чтения о богочеловечестве.
- Во-вторых, мы имеем
нашу раздельную сознательную жизнь, - проявление или обнаружение нашего духа:
здесь содержание или сущность наша существует действительно (актуально)
во множестве различных проявлений, которым она сообщает определенный характер,
обнаруживая в них свою особенность. Наконец, в-третьих, так как при всей
множественности этих проявлений все они суть только обнаружения одного и того же
духа, одинаково всем им присущего, то мы можем рефлектировать или возвращаться к
себе от этих проявлений или обнаружений и утверждать себя актуально как единого
субъекта, как определенное я, единство которого, таким образом, чрез свое
различение или проявление в множестве состояний и действий сознательной жизни не
только не теряется, но, напротив, полагается в усиленной степени; это
возвращение к себе, рефлексия на себя или утверждение себя в своем проявлении и
есть собственно то, что называется самосознанием и является каждый раз, когда мы
не только переживаем известные состояния, чувствуем, мыслим и т. д., но еще
особенным внутренним действием, останавливаясь на этих состояниях, утверждаем
себя как переживающего их субъекта, как чувствующего, мыслящего и т. д., то есть
когда мы внутренно говорим: я чувствую, я мыслю и т. д. Если во втором положении
наш дух проявляет или обнаруживает свое содержание, то есть выделяет его из себя
как нечто другое, то здесь, в этом третьем положении, в самосознании, наш дух
утверждает это содержание как свое и, следовательно, себя как проявившего
его.
Таким образом, тройственное отношение нашего субъекта к его содержанию такое же, как и указанное нами прежде отношение субъекта безусловного или абсолютно-сущего к его безусловному содержанию или всеобщей сущности. Но этим и кончается равенство между нашим существом и абсолютным. В самом деле, в действительности нашего духа три указанные положения суть только периодические фазы внутреннего бытия, сменяющие друг друга, точнее говоря, только первое положение в себе сущего духа есть постоянное и неизменно пребывающее, два же другие могут быть и не быть - это только явления, а не субстанции. Дух как субстанция (первое положение) - есть всегда и необходимо, но затем он может попеременно то ограничиваться этим субстанциальным существованием, пребывать во внутреннем бездействии, удерживая все свои силы и все свое содержание в глубине существенного нераздельного бытия (первая фаза), то проявлять и обнаруживать эти силы и это содержание в раздельной сознательной жизни, в ряде переживаемых им душевных состояний и производимых действий (вторая фаза), то, наконец, рефлектируя на эти состояния и эти действия - как пережитые и совершенные им, находить их как свои и вследствие этого утверждать себя, свое "да" как обладающее теми силами и проявившее это содержание в этих определенных состояниях и действиях (третья фаза). Таким образом, здесь один л тот же сущий субъект, один и тот же дух является в различные моменты то как только существенный, или субстанциальный, то как сверх того действующий и действительный, то, наконец, еще как самосознательный, или утверждающий себя в своей обнаруженной действительности. Эта смена трех положений происходит во времени, и она возможна, лишь поскольку мы существуем во времени. В самом деле, эти три положения исключают друг друга: нельзя быть зараз я бездействующим, и действующим, проявлять свои силы и свое содержание и держать их скрытыми, нельзя зараз и переживать известные состояния, и вместе с тем рефлектировать на них, - нельзя зараз мыслить и думать о своей мысли. Итак, эти три положения, или способа существования, несовместимые в одном субъекте разом, могут принадлежать ему только в различные моменты времени; их принадлежность этому субъекту как различных фаз его бытия по необходимости обусловлена формою времени. Но, таким образом, это может относиться только к существам ограниченным, во времени живущим. Для абсолютного же существа, которое по самому понятию своему не может определяться этою формою времени, такое чередование трех положений или трех отношений его к сущности, или содержанию, является совершенно невозможным: он должен представлять эти три положения разом, в одном вечном акте. Но три исключающие друг друга положения, в одном и том же акте одного и того же субъекта решительно немыслимы. Один и тот же вечный субъект не может вместе и скрывать в себе все свои определения, и проявлять их для себя, выделяя их как другое, и пребывать в них у себя как в своих, или, говоря библейским языком, одна и та же Божественная ипостась не может быть вместе и "живущим во свете неприступном, его же никто не видел из человеков", и вместе с тем быть "светом, просвещающим всякого человека, грядущего в мире", - одна и та же ипостась не может быть и "Словом, им же вся быша", и "Духом, - вся испытующим". | ||
|