Библиотека >> Чтения о богочеловечестве.
Скачать 135.35 Кбайт Чтения о богочеловечестве.
Поскольку она
воспринимает в себя Божественного Логоса и определяется им, душа мира есть
человечество - божественное человечество Христа - тело Христово, или София.
Воспринимая единое божественное начало и связывая этим единством всю
множественность существ, мировая душа тем самым дает божественному началу полное
действительное осуществление во всем; посредством нее Бог проявляется как живая
действующая сила во всем творении, или как Дух Святый. Другими словами:
определяясь или образуясь Божественным Логосом, мировая душа дает возможность
Духу Святому осуществляться во всем, ибо то, что в свете Логоса раскрывается в
идеальных образах, то Духом Святым осуществляется в реальном действии. Отсюда
ясно, что мировая душа содержит в единстве все элементы мира, лишь поскольку она
сама подчиняется воспринимаемому ею божественному началу, поскольку она имеет
это божественное начало единственным предметом своей жизненной воли, безусловною
целью и средоточием своего бытия; ибо лишь поскольку она сама проникается
божественным всеединством, может она проводить его и во все творение, объединяя
и подчиняя себе всю множественность существ силою присущего ей Божества.
Поскольку она обладаема Божеством, постольку она обладает всем, ибо в Божестве
все в единстве; утверждая же себя во всеединстве, она тем самым свободна ото
всего в особенности, свободна в положительном смысле как всем обладающая. Но
мировая душа воспринимает божественное начало и определяется им не по внешней
необходимости, а по собственному воздействию, ибо, как мы знаем, она по самому
положению своему имеет в себе начало самостоятельного действия, или волю, то
есть возможность начинать от себя внутреннее движение (стремление). Другими
словами, мировая душа может сама избирать предмет своего жизненного стремления.
Какой же может это быть предмет, к чему помимо божественного начала может стремиться мировая душа? Она всем обладает, беспредельная потенция бытия (τò α‛`πειρον) в ней удовлетворена. Но удовлетворена не безусловно и потому не окончательно. "Все" как содержание своего бытия (свою идею) мировая душа непосредственно имеет не от себя, а от Божественного начала, которое существенно первее ее, ею предполагается и ее определяет. Только как открытая во внутреннем существе своем действию Божественного Логоса, мировая душа в нем и от него получает силу надо всем и всем обладает. Поэтому, хотя и обладая всем, мировая душа может хотеть обладать им иначе, чем обладает, то есть может хотеть обладать им от себя как Бог, может стремиться, чтобы к полноте бытия, которая ей принадлежит, присоединилась и абсолютная самобытность в обладании этою полнотою, - что ей не принадлежит. В силу этого душа может отделить относительный центр своей жизни от абсолютного центра жизни Божественной, может утверждать себя вне Бога. Но тем самым необходимо душа лишается своего центрального положения, ниспадает из всеединого средоточия Божественного бытия на множественную окружность творения, теряя свою свободу и свою власть над этим творением; ибо такую власть она имеет не от себя, а только как посредница между творением и Божеством, от которого она теперь в своем самоутверждении отделяется. Останавливая же свою волю на самой себе, сосредоточиваясь в себе, она отнимает себя у всего, становится лишь одним из многих. Когда же мировая душа перестает объединять собою всех, - все теряют свою общую связь, и единство мироздания распадается на множество отдельных элементов, всемирный организм превращается в механическую совокупность атомов. Ибо все частные, особенные элементы мирового организма, сами по себе именно как особенные (каждый как "нечто", а не все, как "это", а не другое), не находятся в непосредственном единстве друг с другом, а имеют это единство лишь посредством мировой души, как общего их средоточия, всех их в себе заключающего и собою обнимающего. С обособлением же мировой души, когда она, возбуждая в себе свою особенную волю, тем самым отделяется ото всего, - частные элементы всемирного организма теряют в ней свою общую связь и, предоставленные самим себе, обрекаются на разрозненное эгоистическое существование, корень которого есть зло, а плод - страдание. Таким образом, вся тварь подвергается суете и рабству тления не добровольно, а по воле подвергнувшего ее, то есть мировой души как единого свободного начала природной жизни.
ЧТЕНИЕ ДЕСЯТОЕ Отпавший от божественного единства природный мир является как хаос разрозненных элементов. Множественность распавшихся элементов, чуждых друг другу, непроницаемых друг для друга, выражается в реальном пространстве. Реальное пространство не состоит только в форме протяженности - такую форму имеет всякое бытие для другого, | ||
|