Библиотека >> Чтения о богочеловечестве.
Скачать 135.35 Кбайт Чтения о богочеловечестве.
В противоположность этому мышление органическое
рассматривает предмет в его всесторонней целости и, следовательно, в его
внутренней связи со всеми другими, что позволяет извнутри каждого понятия
выводить все другие или развивать одно понятие в полноту всецелой истины.
Поэтому органическое мышление может быть названо развивающим, или эволюционным,
тогда как мышление механическое (рассудочное) есть только сопоставляющее и
комбинирующее. Легко видеть, что органическое мышление, постигающее или
схватывающее цельную идею предмета, сводится к тому умственному, или идеальному,
созерцанию, о котором говорилось в предыдущем чтении. Если это созерцание
соединено с ясным сознанием и сопровождается рефлексией, дающей логические
определения созерцаемой истине, в таком случае мы имеем то умозрительное
мышление, которым обусловливается собственно философское творчество; если же
умственное созерцание остается в своей непосредственности, не налагая логических
форм на свои конкретные образцы, то оно является тем живым мышлением, которое
свойственно людям, еще не вышедшим из непосредственной жизни в общем родовом или
народном единстве; такое мышление выражает то, что называется народным духом,
проявляясь в народном творчестве, религиозном и художественном, - в живом
развитии языка, в мифах и поверьях, в формах народного быта, в сказках, песнях и
т. д. Таким образом, органическое мышление вообще в двух своих видах
принадлежит, с одной стороны, истинным философам, с другой - народным массам.
Что касается до стоящих между теми и другими, то есть до большинства так
называемых образованных или просвещенных людей, отделившихся вследствие большого
формального развития умственной деятельности от непосредственного народного
мировоззрения, но не достигших цельного философского сознания, то им приходится
ограничиваться тем отвлеченным механическим мышлением, которое разбивает или
разлагает (анализирует) непосредственную действительность - и в этом его
значение и заслуга, - но не в состоянии дать ей нового высшего единства и связи
- и в этом его ограниченность.<<17>> Разумеется, возможно и в
действительности постоянно бывает, что одни и те же люди, руководясь в
практической жизни идеями чужого органического мышления в форме религиозных
верований,<<18>> в своей собственной теоретической деятельности
стоят на точке зрения отвлеченного и механического рассудка, вследствие чего,
разумеется, происходит двойственность и противоречие в их общем мировоззрении,
сглаживаемое и примиряемое более или менее внешним образом.
Такая двойственность естественным образом явилась и в христианстве, когда христианское учение, принадлежащее всецело области органического мышления в обоих его видах, сделалось общепризнанною религиею, не только для народа и для теософов, а для всего образованного класса того времени; естественно, из этого класса на всех ступенях христианской иерархии явились люди, хотя искренно принявшие христианские идеи как догмат веры, но не бывшие в состоянии, находясь на точке зрения механического мышления, понять эти идеи в их умозрительной истине. Отсюда мы видим, что многие учители церкви признавали христианские догматы, в особенности основной догмат Троицы, чем-то непостижимым для разума человеческого. Ссылаться на авторитет этих учителей церкви против нашего утверждения догмата Троицы в смысле умозрительной истины было бы совершенно неосновательно, так как очевидно, что эти учители, будучи великими по своей практической мудрости в делах церковных или же по своей святости, могли быть очень слабы в области философского понимания, причем, разумеется, они были склонны границы своего мышления принимать за границы человеческого разума вообще. Зато, как известно, были между великими отцами церкви многие настоящие философы,<<19>> которые не только признавали глубокую умозрительную истину в догмате Троицы, но и сами много сделали для развития и уяснения этой истины. Впрочем, есть некоторый смысл, в котором необходимо признать триединство Божие совершенно непостижимым для разума, я именно: это триединство, будучи действительным и существенным отношением живых субъектов, будучи внутреннею жизнью сущего, не может быть покрыто, вполне выражено или исчерпано никакими определениями разума, которые всегда по самому понятию своему выражают лишь общую, формальную, а не существенную и материальную сторону бытия; все определения и категории разума суть только выражения объективности или познаваемости существа, а не его собственного внутреннего субъективного бытия и жизни. Но очевидно, что такая непостижимость, вытекающая из самой природы разума вообще как способности формальной, не может быть приписана ограниченнос | ||
|