Библиотека >> Чтения о богочеловечестве.
Скачать 135.35 Кбайт Чтения о богочеловечестве.
Такое принятие Христовой
истины освобождает от греха (хотя и не от грехов) и образует духовного человека.
Но может быть и внешнее принятие Христа, только признание чудесного воплощения
Божественного существа для спасения людей и принятие Его заповедей по букве как
внешнего, обязательного закона. Такое внешнее христианство заключает в себе
возможность подпасть первому искушению злого начала. А именно: историческое
появление христианства разделило все человечество на две части: на христианскую
Церковь, обладающую Божественною истиною и представляющую собою волю Божию на
земле, - и на остающийся вне христианства, не знающий истинного Бога и во зле
лежащий мир; и вот внешние христиане, верующие в Христову истину, но не
возрожденные ею, могут почувствовать потребность и даже принять за свою
обязанность покорить Христу и Его церкви весь этот вне лежащий и враждебный мир,
а так как во зле лежащий мир добровольно не покорится сынам Божиим, то покорить
его и насильно. Этому искушению религиозного властолюбия подпала часть
Церкви, предводимая римскою иерархией, и увлекла за собою большинство западного
человечества в первый великий период его исторической жизни - средние века.
Существенная ложность этого пути заключается в том скрытом неверии, которое
лежит в его корне. В самом деле, при действительной вере в истину Христову
предполагается, что она сильнее царствующего в мире зла и может сама собственной
своей духовной нравственной силой покорить зло, то есть привести его к добру;
предполагать же, что истина Христова, то есть истина вечной любви и безусловной
благости, для своего осуществления нуждается в чуждых и даже прямо противных ей
средствах насилия и обмана, значит признавать эту истину бессильной, значит
признавать, что зло сильнее добра, значит не верить в добро, не верить в Бога. И
это неверие, сначала незаметным зародышем скрывавшееся в католичестве,
впоследствии явно обнаруживается. Так, в иезуитстве - этом крайнем и чистейшем
выражении римско-католического принципа - движущим началом становится уже прямо
властолюбие, а не христианская ревность; народы покоряются не Христу, а
церковной власти, от них уже не требуется действительного исповедания
христианской веры, - достаточно признания папы и подчинения церковным
властям.<<33>> Здесь христианская вера оказывается случайной формой,
а суть и цель полагается во владычестве иерархии; но это уже есть прямо
самообличение и самоуничтожение ложного принципа, ибо здесь теряется всякое
основание той самой власти, ради которой действуют.
Ложность католического пути рано сознавалась на Западе, и наконец это сознание нашло себе полное выражение в протестантстве. Протестантство восстает против католического спасения как внешнего факта и требует личного религиозного отношения человека к Богу, личной веры без всякого церковного традиционного посредства. Но личная вера как такая, то есть как просто субъективный факт, не заключает в себе никакого ручательства своей истинности, - необходим для такой веры критерий. - Таким критерием для протестантства первоначально является священное Писание, то есть книга. Но книга нуждается в понимании: для установления же правильного понимания необходимо исследование и размышление, то есть деятельность личного разума, который в конце концов и оказывается действительным источником религиозной истины, так что протестантство естественно переходит в рационализм - переход и логически неизбежный, и исторически несомненно совершающийся. Излагать моменты этого перехода здесь не место, и мы остановимся только на общем результате этого пути, то есть на чистом рационализме. Сущность его состоит в признании, что разум человеческий не только самозаконен, но что он дает законы и всему существующему в области практической и общественной. Этот принцип выражается в требовании, чтобы вся жизнь, все общественные и политические отношения были устроены и управляемы исключительно на основаниях, выработанных личным человеческим разумом, помимо всякого предания и всякой непосредственной веры, - требование, проникавшее собою все так называемое просвещение XVIII века и послужившее руководящей идеей первой французской революции. Теоретически начало рационализма выражается в притязании вывести из чистого разума (a priori) все содержание знания, или построить умозрительно все науки: притязание это составляло сущность германской философии - наивно предполагаемое Лейбницем и Вольфом, сознательно, но в скромной форме и с ограничениями выставленное Кантом, решительно заявленное Фихте и, наконец, с полною самоуверенностью и самосознанием и с таким же полным неуспехом проведенное Гегелем. Эта самоуверенность и самоутверждение человеческого разума в жизни и знании есть явление ненормальное, это есть гордость ума, и западное человечество в протестантстве и вышедшем из него рационализме подпало второму искушению. Но ложность этого пути скоро обнаружилась, обнаружилась в резком противоречии между чрезмерными притязаниями разума и его действительным бессилием. | ||
|