Библиотека >> Чтения о богочеловечестве.
Скачать 135.35 Кбайт Чтения о богочеловечестве.
В силу же принадлежащей всему другому, то есть
каждой божественной идее или каждому предметному образу, существенной
особенности (по которой он есть это), каждый такой образ, каждая идея, с
которой сопрягается божественная воля, не относится безразлично к этой воле, а
необходимо видоизменяет ее действие согласно своей особенности, дает ему свой
специфический характер, так сказать, отливает его и свою собственную форму, ибо
очевидно, что свойство актуальной воли необходимо определяется не только
волящим, но и предметом его. Каждый предметный образ, воспринимая беспредельную
божественную волю по-своему, в силу своей особенности, тем самым
усвоивает ее, то есть делает ее своею; таким образом, эта воля перестает быть
уже только божественной: воспринятая определенным образом (идеею) и от него
получив свой особенный определенный характер, она становится столько же
принадлежностью этого предметного образа в его особенности, сколько и действием
божественного существа. Таким образом, беспредельная сила бытия (τò α‛`πειρον),
которая в божестве всегда покрывается актом, ибо Бог всегда (вечно) хочет
или любит все и все имеет в себе и для себя, эта беспредельная потенция в каждом
частном существе перестает покрываться его актуальностью, ибо эта актуальность
не есть все, а только одно из всего, нечто особенное. То
есть каждое существо теряет свое непосредственное единство с Божеством, и акт
Божией воли, который в Божестве, не будучи никогда отделен от всех других, не
имеет границы, в самом частном существе получает такую границу. Но, обособляясь
таким образом, это существо получает возможность воздействовать на единую
божественную волю, определяя се от себя так, а не иначе. Особенная идея, с
которою соединяется акт божественной воли, сообщая этому акту свой особенный
характер, выделяет его из абсолютного непосредственного единства воли
божественной, получает его для себя и о нем приобретает живую силу
действительности, дающую ей возможность существовать и действовать от себя в
качестве особи или самостоятельного субъекта. Таким образом, теперь уже являются
не идеальные только существа, имеющие свою жизнь только в созерцании Божества, а
живые существа, имеющие собственную действительность и от себя воздействующие на
божественное начало. Такие существа мы называем душами. Итак, вечные предметы
божественного созерцания, делаясь предметами особенной божественной воли
(точнее, обособляя в силу присущей им особенности действующую в них волю Божию),
становятся "в душу живу"; другими словами, существа, субстанциально содержащиеся
в лоне единого Бога-Отца, идеально созерцаемые и созерцающие в свете
божественного Логоса, силою животворящего Духа получают собственное реальное
бытие и действие.
Единство божественного начала, субстанциально пребывающее в первой сфере бытия, идеально проявляемое во второй, может получить свое реальное осуществление только в третьей. Во всех трех сферах мы различаем действующее божественное начало единства, или Логос, как прямое проявление Божества, и то "многое" или "все", которое объединяется действием этого единого, воспринимает его в себя и осуществляет. Но в первой сфере это "все" само по себе существует только потенциально, во второй - только идеально и лишь в третьей получает собственное действительное существование, а потому и единство этой сферы, производимое божественным Логосом, является впервые как действительное самостоятельное существо, могущее от себя воздействовать на божественное начало. Только здесь объект божественного действия становится настоящим актуальным субъектом и самое действие становится настоящим взаимодействием. Это второе произведенное единство, противостоящее первоначальному единству божественного Логоса, есть, как мы знаем, душа мира, или идеальное человечество (София), которое содержит в себе и собою связывает все особенные живые существа или души. Представляя собою реализацию Божественного начала, будучи его образом и подобием, первообразное человечество, или душа мира, есть вместе и единое и все; она занимает посредствующее место между множественностью живых существ, составляющих реальное содержание ее жизни, и безусловным единством Божества, представляющим идеальное начало и норму этой жизни. Как живое средоточие или душа всех тварей и вместе с тем реальная форма Божества - сущий субъект тварного бытия и сущий объект божественного действия; причастная единству Божию и вместе с тем обнимая всю множественность живых душ, все единое человечество, или душа мира, есть существо двойственное; заключая в себе и божественное начало и тварное бытие, она не определяется исключительно ни тем ни другим и, следовательно, пребывает свободною; присущее ей божественное начало освобождает ее от се тварной природы, а эта последняя делает се свободной относительно Божества. Обнимая собою все живые существа (души), а в них и все идеи, она не связана исключительно ни с одною из них, свободна ото всех, - но будучи непосредственным центром и реальным единством всех этих существ, она в них, в их особности получает независимость от божественного начала, возможность воздействовать на него в качестве свободного субъекта. | ||
|