Библиотека >> Чтения о богочеловечестве.
Скачать 135.35 Кбайт Чтения о богочеловечестве.
В "Confessiones" же Августин говорит следующее. В нашем
духе должно различать простое непосредственное бытие его (esse), знание его
(scire) и волю (velle); эти три акта тождественны не только по своему
содержанию, поскольку сущий знает и хочет самого себя, - их единство идет
гораздо глубже: каждый из них уже заключает в себе два другие в их собственном
характеристическом качестве, и, следовательно, каждый уже содержит в себе
внутренно всю полноту триединого духа. В самом деле, во-первых, я есмь, но не
просто есмь - я есмь знающий и водящий (sum sciens et volens), следовательно,
здесь мое бытие как такое уже заключает в себе и знание, и волю; во-вторых, если
я знаю, то знаю или сознаю свое бытие и свою волю, знаю или сознаю, что я есмь и
что я хочу (scio me esse et velle); таким образом, и здесь в знании как таком
или под формой (в атрибуте) знания уже заключаются и бытие, и воля; наконец,
в-третьих, я хочу себя, но не просто себя, а себя как сущего и знающего, хочу
своего бытия и своего знания (volo me esse et scire); следовательно, и форма
воли содержит в своем атрибуте и бытие, и знание, и, следовательно, каждый из
этих трех основных актов духа в самом себе восполняется двумя другими и таким
образом как бы обособляется в полное триединое бытие.
Это соображение уже очень близко подходит к истине триединства Божия и может служить для нас естественным переходом к дальнейшему развитию этой истины, именно со стороны особенного индивидуального отношения трех божественных субъектов к их единой сущности, или идее, которую они осуществляют и в которой сами конкретно осуществляются.
ЧТЕНИЕ СЕДЬМОЕ Мы видели, что, признавая вообще божественное начало как сущее с безусловным содержанием, необходимо признать в нем трех единосущных и нераздельных субъектов, из коих каждый по-своему относится к одной и той же безусловной сущности, по-своему обладает одним и тем же безусловным содержанием. Первый есть безусловное Первоначало, дух как самосущий, то есть непосредственно существующий как абсолютная субстанция; второй есть вечное и адекватное проявление или выражение, существенное Слово первого, и третий есть Дух, возвращающийся к себе и тем замыкающий круг божественного бытия, - Дух совершенный, или законченный, - Дух святой. Таковы эти три субъекта в своем взаимоотношении. Их различие, как мы видели, логически обусловливается прежде всего необходимым тройственным отношением сущего к его общей сущности, или содержанию. Это отношение мы могли сначала представить только в самой общей логической форме (как в-себе-бытие, для-себя-бытие и у-себя-бытие); но теперь, когда сущее уже определилось для нас как три особенные субъекта, тройственное отношение его к сущности может быть представлено более определенным и конкретным образом, что, в свою очередь, должно повести к более содержательному определению самих трех субъектов. Если определенное бытие есть некоторое отношение сущего, или субъекта, к его сущности, или содержанию, то способы этого отношения суть способы (модусы) бытия. Так, напр., в данный момент мое бытие как мыслящего есть не что иное, как отношение моего я к предмету, то есть содержанию или объективной сущности моей мысли; это отношение, которое называется мышлением, и составляет известный способ (модус) моего бытия. Но если бытие есть отношение между сущим как таким и его сущностью, то эта последняя не есть сущее как такое, она есть его другое, но вместе с тем она принадлежит ему как его собственное внутреннее содержание: сущее есть положительное начало и своей сущности, следовательно, оно есть начало своего другого. Начало же своего другого есть воля. В самом деле, то, что я полагаю своею волей, есть мое, поскольку я его полагаю, и вместе с тем оно есть другое, от меня отличное, иначе я не полагал бы его. Итак, первый способ бытия, когда сущность еще не выделена из сущего, а различается от него только потенциально или в стремлении - когда она есть и не есть, есть свое и другое, - этот способ бытия открывается нам как воля. Но, полагая в первоначальном акте воли сущность как свое и другое, сущий различает ее (то есть сущность) не только от себя как такого, но и от своей воли. Чтобы сущий мог хотеть этого другого, оно, очевидно, должно быть известным образом дано ему или у него, должно уже существовать для него как другое, то есть представляться им или ему. Таким образом, бытие сущего определяется не только как воля, но и как представление. Представляемая же сущность как другое получает возможность воздействовать на представляющего, поскольку он есть вместе с тем и водящий. В этом взаимодействии предмет воли, выделенный представлением из сущего, снова соединяется с ним, ибо в этом взаимодействии сущий находит себя в сущности и ее в себе; действуя друг на друга, они становятся друг для друга ощутительными: таким образом, это взаимодействие или третий способ бытия есть не что иное, как чувство. | ||
|