Библиотека >> Чтения о богочеловечестве.
Скачать 135.35 Кбайт Чтения о богочеловечестве.
Ибо все остальные существа, порожденные космическим процессом, имеют в
себе actu<<*21>> лишь одно начало природное, материальное,
божественная же идея в действии Логоса есть для них лишь внешний закон, внешняя
форма бытия, которой они подлежат по естественной необходимости, но которую они
не сознают как свою; здесь между частным конечным бытием и универсальною
сущностию нет внутреннего примирения, "все" есть лишь внешний закон для "этого";
только один человек изо всего творения, находя себя фактически как "это",
сознает себя в идее как "все". Таким образом, человек не ограничивается одним
началом, но, имея в себе, во-первых, стихии материального бытия, связывающие его
с миром природным, имея, во-вторых, идеальное сознание всеединства, связывающее
его с Богом, человек, в-третьих, не ограничиваясь исключительно ни тем ни
другим, является как свободное я, могущее так или иначе определять себя
по отношению к двум сторонам своего существа, могущее склониться к той или
другой стороне, утвердить себя в той или другой сфере. Если в своем идеальном
сознании человек имеет образ Божий, то его безусловная свобода от идеи
так же, как и от факта, эта формальная беспредельность человеческого я
представляет в нем подобие Божие. Человек не только имеет ту же
внутреннюю сущность жизни - всеединство, - которую имеет и Бог, но он свободен
восхотеть иметь ее как Бог, то есть может от себя восхотеть быть как Бог.
Первоначально он имеет эту сущность от Бога, поскольку он определяется ею в
непосредственном восприятии, поскольку его ум внутренно совпадает с божественным
Логосом. Но он (или мировая душа в нем) в силу своей беспредельности не
довольствуется этим пассивным единством. Он хочет иметь божественную сущность от
себя, хочет сам овладеть ею, или усвоить ее. Для того, чтобы иметь ее и от себя,
а не от Бога только, он утверждает себя отдельно от Бога, вне Бога, отпадает или
отделяется от Бога в своем сознании так же, как первоначально мировая душа
отделилась от Него во всем бытии своем.
Но, восставая против божественного начала всеединства, исключая его из своего сознания, человек тем самым подпадает под власть материального начала, ибо он был свободен от этого последнего, лишь поскольку имел противовес в первом, - был свободен от власти природного факта лишь силою божественной идеи; исключив же из себя ее, он сам становится только фактом вместо господствующего центра в природном мире, становится одним из множества природных существ, вместо средоточия "всего" становится только "этим". Если прежде, как духовный центр мироздания, он обнимал своею душою всю природу и жил с нею одной жизнью, любил и понимал, а потому и управлял ею, то теперь, утвердившись в своей самости, закрыв от всего свою душу, он находит себя в чужом и враждебном мире, который не говорит уже с ним на попятном языке и сам не понимает и не слушается его слова. Если прежде человек имел в своем сознании прямое выражение всеобщей органической связи существующего и этой связью (идеей всеединства) определялось все содержание его сознания, то теперь, перестав иметь эту связь в себе, человек теряет в ней организующее начало своего внутреннего мира - мир сознания превращается в хаос. Образующие начала, действовавшие во внешней природе и дошедшие в сознании человеческом до своего внутреннего единства, снова его теряют. Сознание является простою формой, ищущею своего содержания. Это содержание является здесь, таким образом, как внешнее, как нечто такое, что сознание должно еще сделать своим, должно еще усвоить. Это внутреннее усвоение сознанием абсолютного содержания (по необходимости постепенное) образует новый процесс, субъектом которого является мировая душа в форме действительного подчиненного естественному порядку человечества. Начало зла, то есть исключительное самоутверждение, повергнувшее все существующее в первобытный хаос и внешним образом осиленное в космическом процессе, теперь снова выступает в новом виде как сознательное свободное действие индивидуального человека, и новый возникающий процесс имеет целью внутреннее нравственное преодоление этого злого начала. Мировая душа, достигшая в человеке до внутреннего соединения с божественным началом, перешедшая за пределы внешнего природного бытия и сосредоточившая всю природу в идеальном единстве свободного человеческого духа, - свободным актом того же духа снопа теряет свою внутреннюю связь с абсолютным существом, в качестве природного человечества впадает во власть материального начала, в "работу тления", и только в безусловной форме сознания сохраняет возможность (потенцию) нового внутреннего соединения с Божеством. Как в начале общего мирового (космогонического) процесса мировая душа является как чистая потенция единства без всякой определенной формы и действительного содержания (так как вся действительность принадлежит хаосу), так и здесь, в начале процесса человеческого, или исторического, чел | ||
|