Библиотека >> Христианство как мистический факт и мистерии древности.
Скачать 96.18 Кбайт Христианство как мистический факт и мистерии древности.
Внешние предметы не противятся,
если мы отказываем им в сущности и бытии. Но душа противится этому: если бы она
не существовала, она не могла бы сомневаться в себе. И в своем сомнении
утверждает она свое бытие. "Мы существуем, и мы познаем наше бытие, и мы любим
наше бытие и познание. В этих трех свойствах не может тревожить нас никакое
заблуждение, похожее на истину, так как мы постигаем их не телесным чувством,
как внешние предметы". Божественное воспринимает человек, когда доводит свою
душу до признания сначала своей собственной духовности, чтобы затем она, уже как
дух, могла искать пути в духовный мир. И к такому познанию после долгой борьбы
пробился Августин. Из подобного настроения в языческих народах у лиц, искавших
познания, вырастало стремление постучаться во врата мистерий. В эпоху Августина
с такими убеждениями можно было сделаться христианином. Вочеловечившийся Логос,
Иисус, указал путь, по которому надо идти душе, если она хочет достичь того, о
чем так громко говорит она, когда остается наедине с собой. В 385 г., в Милане,
Августин познакомился с учением Амвросия. Все его сомнения относительно Ветхого
и Нового Завета исчезли, когда учитель объяснил ему важнейшие места, не только в
буквальном их смысле, но и "в духе, совлекая мистический покров". В исторической
традиции Евангелий и в общине, в которой хранится эта традиция, воплощается для
Августина то, что таилось в мистериях. Постепенно он убеждается, что "ее
требование верить тому, чего она не доказала, - правомерно и не лукаво".
Он приходит к следующему представлению: "Кто может быть настолько ослепленным,
чтобы сказать, будто апостольская церковь не заслуживает доверия, - церковь,
которая столь верна и представлена единомыслием стольких братьев, добросовестно
передавших потомкам писания апостолов и, со строго удостоверенной
преемственностью, сохранивших епископские престолы их вплоть до епископов нашего
времени". Подобный образ мыслей Августина подсказал ему, что с пришествием
Христа настали иные, нежели прежде, условия для ищущей духа души. Для него стало
ясно, что в Христе Иисусе явлено было во внешнем историческом мире то самое,
чего мист искал, к чему подготовлялся в мистериях. Вот одно из важнейших
изречений Августина: "То, что теперь именуют христианской религией, существовало
уже у древних, и не отсутствовало также и в начале человеческого рода; когда же
Христос явился во плоти, то истинная религия, существовавшая и дотоле, получила
название христианской". Для подобного образа мыслей возможны были два пути. Один
путь - утверждающий, что если человеческая душа разовьет в себе силы для
познания своей истинной сущности, то, идя дальше, она достигнет также и познания
Христа и всего, что связано с Ним. Это была бы мудрость мистерий, обогащенная
христианством. Другой же путь - тот, который действительно был принят
Августином, и на котором он стал великим прообразом для своих последователей. Он
заключается в том, что на известной ступени человек заканчивает развитие
собственных душевных сил и почерпает все свои представления о событии Христа из
письменных источников и устных преданий. Первый путь Августин отверг, как
исходящий из душевной гордости; второй же, по его мнению, отвечал истинному
смирению. Вот, что он говорит желающим идти по первому пути: "Вы могли бы
обрести мир в истине, но для этого необходимо смирение, столь тяжелое для вашей
жестоковыйности". Но зато с бесконечным внутренним блаженством ощущал он тот
факт, что со времени "явления Христа во плоти" можно было сказать себе: каждая
душа может прийти к переживанию духовного, если в искании она углубится в себя
как только может дальше, и затем, чтобы достичь самого высшего, приобретет
доверие к тому, что повествуют нам письменные и устные предания
христианской общины о Христе и об Его откровении. - Он высказывается об этом
так: "Какое ликование, какое непреходящее наслаждение высшим и истинным благом
даруется ныне! Какая радость, какое дыхание вечности, - как мне выразить это? Но
это выразили, поскольку это возможно выразить, те великие, несравненные души, о
которых мы свидетельствуем, что они созерцали и еще теперь созерцают... Мы
достигаем той точки, где познаем, как истинно было бы то, во что предлагалось
нам верить, и как благостно и спасительно были мы воспитаны нашей матерью
церковью, и как полезно оказалось молоко, которым апостол Павел поил
младенцев..." (То, что развивается из другого возможного воззрения - из
обогащенной христианством мудрости мистерий - это лежит уже за пределами данной
книги. Изложение этого можно найти в моей книге "Очерк тайноведения"). - В
дохристианскую эпоху ищущий духовных основ бытия должен был вступать на путь
мистерий; но Августин может сказать душам, не могущим идти по этому пути,
следующее: идите, насколько это возможно для ваших человеческих сил, по пути
познания; а оттуда уже доверие (вера) поведет вас в высшие
духовные области. - От этих слов только один шаг к утверждению, что в сущности
человеческой души заложена возможность дойти только до известной ступени
познания; дальше она может подняться только путем доверия, путем веры в
письменные и устные предания.
| ||
|