Библиотека >> Христианство как мистический факт и мистерии древности.
Скачать 96.18 Кбайт Христианство как мистический факт и мистерии древности.
Она намекает на драму Бога. Бог не присутствует в чувственно-постигаемом. Он
присутствует в нем, только как природа. Он зачарован в ней. Только тот может
приблизиться к Нему, кто в самом себе пробудит божественное. Итак, нельзя
сделать Его попросту понятным каждому. Но даже и для того, кто приближается к
Нему, Он не является Сам. Об этом высказывается и Тимей. Отец создал мир из
Мирового Тела и Мировой Души. Гармонически, в совершенных пропорциях, смешал Он
стихии, которые возникли, когда Он, излив Себя в мир, пожертвовал собственным
отдельным бытием. Через это образовалось Мировое Тело. И на этом Мировом Теле
крестообразно простерта Мировая Душа. Она есть божественное в мире. Она
приняла крестную смерть, чтобы мир мог существовать. Таким образом,
могилой божественного может назвать Платон природу. Но могилой, в которой
лежит не мертвец, а нечто вечное, которому смерть дает только повод выразить
всемогущество жизни. И тот человек видит природу в истинном свете, кто подходит
к ней, чтобы освободить распятую Мировую Душу. Воскреснуть должна она от смерти,
от своего заклятия. Где же может она вновь ожить? Только в душе посвященного. В
ней мудрость находит свое истинное отношение к Космосу. Воскресение,
освобождение Бога - вот что есть познание. Мировое развитие прослеживается в
"Тимее" от несовершенного к совершенному. Представлению рисуется восходящий
процесс. Существа развиваются, и Бог раскрывается в этом развитии. Становление
есть восстание Бога из могилы. Из глубины этого развития возникает человек.
Платон указывает, что с человеком в мир входит нечто особенное. Правда, весь мир
божественен, и человек божественен не более, чем другие существа. Но в других
существах Бог присутствует сокровенным образом, в человеке же - образом явным. В
конце "Тимея" стоит следующее: "И теперь мы можем утверждать, что наше
рассуждение о Вселенной достигло своей цели; ибо после того, как этот мир
описанным образом обогатился и наполнился смертными и бессмертными живыми
существами, он сам сделался видимым существом такого рода, которое объемлет
собою все видимое; сам стал отображением Творца и чувственно-воспринимаемым
Богом, и этот единственный и единородный мир стал прекраснейшим и
совершеннейшим, какой только мог существовать".
Но этот единственный и единородный мир не был бы совершенным, если бы в числе своих отображений он не имел отображения самого Творца. Оно может родиться только из человеческой души. Не самого Отца, но Сына, живущего в душе Отпрыска Божия, подобного Отцу, может родить душа человека. Именем "Сына Божия" обозначает Филон, о котором говорили, что он - возродившийся Платон, рожденную человеком премудрость, обитающую в душе и имеющую своим содержанием Мировой Разум. Этот Мировой Разум, Логос, является в образе Книги, "в которую внесен и в которой обозначен весь состав мира". Далее он является как Сын Божий, который, "подражая путям Отца, творит формы, созерцая прообразы". Об этом Логосе платонизирующий Филон отзывается как о Христе: "Так как Бог - первый и единственный Царь Вселенной, то и путь к нему справедливо назван царственным; таковым же считай философию... путем, по которому шествовал хор древних аскетов, отвратившись от обольщающих чар желания, предавшись достойному и строгому попечению о прекрасном. Этот царственный путь, называемый философией, закон именует Божьим Словом и Духом". Как некое посвящение ощущает Филон вступление на этот путь ради того, чтобы встретить Логос, который для него - Сын Божий. "Я не колеблюсь сообщить о том, что происходило со мною несчетное число раз. Порой, когда я по обыкновению хотел записать мои философские мысли и вполне ясно видел, что именно надо было установить, я находил свой дух бесплодным и неподвижным, так что, ничего не сделав, должен был оставлять занятия и представлялся сам себе погруженным в пустые мечтания. Но в то же время я поражался властью мыслимой действительности, от которой зависит отмыкать и замыкать недра человеческой души. Иногда же я начинал с пустоты и приходил очень скоро к полноте, меж тем как мысли невидимо слетали на меня сверху, подобно хлопьям снега или хлебным зернам. Мною овладевала и меня вдохновляла как бы божественная сила, так что я не сознавал, где я, кто около меня, кто я сам, что говорю, что пишу: ибо мне давалась теперь беглость изложения, блаженная ясность, острый взгляд, ясное владение предметом, как если бы внутреннее око могло все узнавать теперь с величайшей отчетливостью". - Вот описание одного из путей к познанию, выполненное так, что из него видно, как идущий по этому пути сознает свое слияние с божественным, когда оживает в нем Логос. Это ясно выражено еще в следующих словах: "Когда дух, охваченный любовью и божественно окрыленный, радостным взмахом поднимается к самому святому, то забывает все остальное и себя самого; он исполнен только тем и прикован только к тому, чьим оруженосцем и слугой он является, и кому приносит, как жертву кадильную, свою самую святую и чистую добродетель". - Для Филона существует только два пути. | ||
|