Библиотека >> Христианство как мистический факт и мистерии древности.
Скачать 96.18 Кбайт Христианство как мистический факт и мистерии древности.
Единичная жизнь личности рассматривалась только, как звено
единой цепи, идущей в прошлое и будущее. - Этот подверженный превращениям Логос
в христианстве от единичных личностей свелся к единой личности Иисуса. В
ней соединилось то, что прежде было распределено во всем мире. Иисус стал единым
Богочеловеком. Таким образом, в Иисусе единожды было осуществлено нечто,
тот высший идеал, к соединению с которым человек будет все более приближаться в
смене жизней. Иисус взял на себя обожение всего человечества. Отныне в Нем стали
искать то, что прежде можно было найти только в собственной душе. У человеческой
личности отнято было то, что прежде всегда находили в ней самой как
божественное, как вечное. И все это вечное отныне можно было созерцать в Иисусе.
Уже не вечное в душе побеждает смерть и некогда собственной силой будет
пробуждено как божественное, но То, что было в Иисусе, единый Бог, явится и
пробудит души. Тем самым личность получала совершенно новое значение. У нее
отнято было вечное и бессмертное. Как таковая, она осталась предоставленной
самой себе. Чтобы не впасть в отрицание вечного, нужно было самой этой личности
приписать бессмертие. Из веры в вечное превращение души выросла вера в личное
бессмертие. Личность отныне приобрела бесконечно важное значение, ибо она была
единственным, что оставалось у человека. - Отныне ничто не стоит больше между
личностью и бесконечным Богом. Необходимо вступить в непосредственное отношение
к Нему. Отныне никто не был больше способен сам, в высшей или низшей степени, к
обожествлению себя; каждый был просто человеком и стоял в непосредственном, но
внешнем отношении к Богу. Знакомый с воззрением древних мистерий должен был
воспринимать это как совершенно новую черту в мировоззрении. И так было со
многими в первые века христианства. Им известны были мистерии, но раз они желали
стать христианами, то должны были порвать с этим древним образом мыслей.
Возможно, что это приводило их к тяжелой душевной борьбе. Самым различным
образом пытались они найти примирение между двумя направлениями в
миросозерцании. Произведения первых веков христианства отражают эту борьбу; как
произведения язычников, привлеченных высотой христианства, так и христиан,
которым трудно было оставить воззрения мистерий. Из духа мистерий медленно
вырастает христианство. Христианские убеждения передаются в форме истины
мистерий; мудрость последних облекается в христианские выражения. Примером
служит Климент Александрийский, язычески образованный христианский
писатель (сконч. в 217 г. по Р. X.): "Бог не запретил нам отдыхать и от доброго
в праздник субботы; тем, которые могут вместить, дозволил он принимать участие в
божественных таинствах и в священном свете; он не открыл толпе, чего не подобает
ей знать, но - лишь немногим, о которых он почитал, что им это подобает, что они
могут вместить и воспитать себя, согласно тому неизреченному, что Бог доверил
Логосу, а не писаниям. Бог даровал церкви одних как апостолов, других как
пророков, иных как евангелистов, иных как пастырей и учителей для
совершенствования святых, для дела служения, для созидания тела Христова". Самым
различным образом ищут отдельные лица путей от античных воззрений к
христианским. И мнящий себя на верном пути называет остальных лжеучителями.
Наряду с этим, церковь утверждается все более и более как внешнее учреждение.
Чем больше возрастала ее власть, тем больше заступал место личного исследования
тот путь, который она признала верным и который внешним образом утвердила
соборными постановлениями. Она решала сама, кто уклоняется слишком далеко от
охраняемой ею божественной истины. Понятие "лжеучителя" принимало все более
определенный характер. В первые века христианства искание пути Божьего являлось
личным делом в гораздо большей мере, чем позднее. Нужно было пройти длинный
путь, прежде чем стало возможным утверждение Августина: "Я бы не поверил в
истинность Евангелий, если бы меня не принуждал к этому авторитет католической
церкви" (ср. стр. 185).
Борьба между духом мистерий и христианским получила особый отпечаток благодаря различным "гностическим" сектам и писателям. Гностиками можно считать собственно всех тех писателей первых веков христианства, которые искали более глубокого духовного смысла христианских учений.<<12>> Правильно понимать гностиков, это значит рассматривать их как людей, проникнутых древней мудростью мистерий и стремящихся с этой точки зрения постигнуть христианство. Христос для них есть Логос. Как таковой, он прежде всего духовен. В своей изначальной сущности он не может подойти к человеку извне. Он должен быть пробужден в душе. Но исторический Иисус должен иметь некоторое отношение к этому духовному Логосу. Это было основным гностическим вопросом. Как бы он ни решался отдельными лицами, главным оставалось то, что к истинному пониманию идеи Христа должно было вести не простое историческое предание, но - или мудрость мистерий, или черпавшая из одного с ней источника неоплатоническая философия, процветавшая в первые века христианства. | ||
|