Библиотека >> Христианство как мистический факт и мистерии древности.
Скачать 96.18 Кбайт Христианство как мистический факт и мистерии древности.
19). При созерцании этих событий снова
возобновляется для посвященного древний бой между низшей и высшей природой. Ибо
все, через что некогда проходил посвящаемый, должно повториться в каждом, идущем
христианскими путями. Как некогда злой Тифон угрожал Осирису, так и теперь еще
надо победить "великого дракона, древнего змия" (гл. 12, ст. 9). Жена, душа
человека, рождает низшее знание, которое является враждебной силой, если не
возвысится до мудрости. Человек должен пройти через это низшее знание. Здесь в
Апокалипсисе оно выступает, как "древний змий". Во всей мистической мудрости
змий искони был символом познания. Этот змий, злое познание, может соблазнить
человека, если он не родит в себе Сына Божьего, который сотрет главу змия. "И
низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною,
обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним"
(гл. 12, ст. 9). Из этих слов можно понять, чем хотело быть христианство. Новым
видом посвящения. В новой форме должно быть достигнуто то, что достигалось в
мистериях. Потому что и в них надо было побеждать змия. Но отныне это должно
происходить иначе, чем прежде. Многочисленные мистерии должны быть замещены
единой основной христианской мистерией. Иисус, в котором Логос стал плотью,
должен стать посвятителем всего человечества. И человечество это должно стать
Его собственной общиной мистов. Наступить должно не обособление избранных, но
соединение всех. В меру своей зрелости, каждый должен получить
возможность сделаться мистом. Для всех звучит весть, и каждый, имеющий
уши слышать ее, пусть спешит внять ее тайнам. Пусть голос сердца решает у
каждого. Целью ставилось не введение в храм мистерий того или другого отдельного
лица, но ко всем должно было раздаваться слово; пусть один услышит его менее,
другой - более ясно. Демону, Ангелу, обитающему в груди человека,
предоставляется решать, насколько он может быть посвящен. Весь мир является
храмом мистерий. Блаженными должны стать не только те, что в особых храмах
мистерий созерцают чудесные действия, дающие им залог вечности, но блаженны
также "не видящие и верующие". Хотя бы они и шли сначала ощупью во
мраке, свет все-таки, быть может, осенит их. Никому не должен быть возбранен
доступ ни к чему, каждому открыта дорога. - Дальше в Апокалипсисе наглядно
говорится об опасностях, которые могут угрожать христианству от
антихристианства, и об окончательной победе христианского начала. Все боги
растворяются в единой христианской божественности. "И город не имеет нужды ни в
солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и
светильник его - Агнец" (гл. 21, ст. 23). Мистерия "Откровения св. Иоанна"
заключается именно в том, что отныне мистерии не должны оставаться закрытыми: "И
сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей, ибо время близко".
- Автор Апокалипсиса изложил свою веру об отношении своей церкви к
древним церквам. О самих мистериях захотел он высказаться в мистерии духовной.
Свою мистерию автор написал на острове Патмос. "Откровение" получено им в
пещере. В этом сообщении уже выражен мистериальный характер "Откровения".
- Итак, христианство выросло из мистерий. Мудрость его рождается сама в
Апокалипсисе как мистерия, но мистерия, стремящаяся выйти из рамок мистерий
древнего мира. Единичная мистерия должна стать мистерией вселенской. - Могут
усмотреть противоречие между утверждением, что в христианстве раскрыты таинства
мистерий, и тем, что переживания духовных видений Апокалипсиса именуется
христианской мистерией. Это противоречие исчезает, если вспомнить, что таинства
древних мистерий были раскрыты событиями в Палестине. Этим сняты были
покровы с того, что дотоле было закрыто в мистериях. Но в явлении Христа
включена была в мировое развитие новая тайна. Древний посвященный переживал в
духовном мире указания на пока еще "сокровенного Христа". Христианский
посвященный узнает сокровенные воздействия "Христа явленного".
Иисус и его историческая почва
Почву, из которой вырос дух христианства, нужно искать в мудрости мистерий. Недоставало лишь господства той основной мысли, что этот дух должен еще больше проникнуть в жизнь, нежели это совершалось в мистериях. Но и эта основная мысль уже получала распространение в широких кругах. Стоит только обратить внимание на образ жизни ессеев и терапевтов, которые существовали задолго до возникновения христианства. Ессеи были замкнутой палестинской сектой, и ко времени Христа их числилось около четырех тысяч. Они составляли общину, требовавшую от своих членов такого образа жизни, который развивал в душе жизнь высшую и тем обусловливал возрождение. Вступавший член подвергался строгому испытанию, чтобы проверить, действительно ли он созрел для подготовления к высшей жизни. Принятый должен был пройти через искус. Давалась торжественная клятва не выдавать тайн их образа жизни. Сама жизнь была приспособлена к подавлению низшей природы человека, дабы все более пробуждался дремлющий в нем дух. | ||
|