Библиотека >> Христианство как мистический факт и мистерии древности.
Скачать 96.18 Кбайт Христианство как мистический факт и мистерии древности.
А
раз дело обстоит так, то значит душа устремляется к сходному с ней безобразному,
божественному, бессмертному, разумному, где она впоследствии достигает
блаженства и освобождения от заблуждения и неведения, от страха и дикой страсти,
и от всех других человеческих зол, и живет тогда, как говорится у посвященных,
все остальное время воистину с Богом". - В нашу задачу не входит показать все
пути, которыми Сократ ведет своих друзей к вечному. Все они проникнуты одним и
тем же духом. Все должны доказать, что человек находит одно, странствуя по путям
преходящих чувственных восприятий, и совсем иное - когда его дух остается
наедине с собой. И на эту-то извечную природу духовного указывает Сократ своим
слушателям. Найдя однажды дух, они уже сами, собственными духовными очами,
убеждаются в его вечности. Умирающий Сократ не доказывает бессмертия, он просто
"показывает" сущность души. И тогда выясняется, что возникновение и уничтожение,
рождение и смерть, не имеют к этой душе никакого отношения. Сущность души
заключается в истинном, истинное же не может ни возникать, ни уничтожаться. Душа
имеет так же мало общего со становлением, как четное с нечетным. Смерть же
принадлежит становлению. Следовательно, душа не имеет никакого отношения к
смерти. Не должно ли сказать о бессмертном, что оно так же мало принимает в себя
смертное, как четное принимает в себя нечетное? "Не должно ли сказать", так
думает, отходя отсюда, Сократ, "что если бессмертное непреходяще, то и для души,
когда к ней приступает смерть, невозможно уничтожение, так как, согласно
вышесказанному, она не может ни принять смерти, ни сама умереть, подобно тому,
как три никогда не может стать числом четным".
Оглянемся на весь ход этого диалога, которым Сократ приводит своих учеников к созерцанию вечного в человеческой личности. Слушатели воспринимают его мысли; они ищут в себе, не найдется ли в их собственных внутренних переживаниях чего-то такого, что позволило бы им ответить "да" на его идеи. Они делают возражения, которые им приходят в голову. Что же произошло со слушателями по окончании диалога? Они нашли в себе что-то, чего не имели прежде. Они не только восприняли отвлеченную истину, но и прошли известное развитие. В них ожило нечто, прежде не жившее в них. Не есть ли это нечто такое, что можно сравнить с посвящением ? Не проливает ли это свет на то, почему Платон изложил свою философию в форме диалогов? Эти диалоги должны быть ничем иным, как литературною формою для событий, происходящих в святилищах мистерий. Нас убеждают в этом во многих местах слова самого Платона. Тем, чем являлся в мистериях иерофант, вот чем хотел быть Платон как учитель-философ, поскольку это совместимо с философским способом изложения. Как ясно сознает Платон свое согласие с духом мистерий! Как он только тогда считает свой способ верным, если он ведет туда, куда должен быть приведен мист! Вот как он высказывается об этом в "Тимее": "Все люди, обладающие в некоторой мере правильным воззрением, призывают богов при больших и малых предприятиях; мы же, поучающие обо всем, поскольку оно возникло, если только мы не окончательно покинули прямой путь, должны усиленно призывать богов и богинь, и молиться им, чтобы поучать всему сначала в их духе, а потом уже в согласии с самими собою". И идущим по такому пути Платон обещает, "что божество, как спаситель, поможет заблудившемуся и зашедшему далеко в сторону исследованию найти свой исход в ясном учении". "Тимей" в особенности открывает нам мистический характер платоновского миросозерцания. Уже в самом начале этого диалога идет речь о "посвящении". Некий египетский жрец посвящает Солона в возникновение миров и в то, как вечные истины бывают образно выражены в сообщаемых по преданию мифах. "Уже были многочисленны и различны истребления людей (так поучает Солона египетский жрец), и они будут происходить и в грядущем, наибольшие - посредством огня и воды, другие, меньшие, посредством бесчисленных иных причин. Ваш рассказ о том, как некогда Фаэтон, сын Гелиоса, взошел на колесницу отца и, не умея ехать по отцовскому пути, все спалил на Земле и сам был убит молнией, - хотя и звучит басней, однако здесь истинно передано об изменившемся движении небесных тел, окружающих Землю, и об уничтожении огнем всего находящегося на ней, что наступает по истечении известных огромных промежутков времени". - В этом месте "Тимея" заключается ясное указание на то, как посвященный относится к народным мифам. Он узнает в них истины, скрытые в образах. В "Тимее" изображается драма возникновения мира. Желающий идти по этим следам, ведущим к возникновению мира, приходит к предчувствию первоначальной силы, из которой все возникло: "Трудно найти Создателя и Отца этой Вселенной, но, и найдя Его, невозможно высказаться о Нем языком, понятным для всех". Мист знал, что подразумевается под этой "невозможностью". | ||
|