Библиотека >> Христианство как мистический факт и мистерии древности.
Скачать 96.18 Кбайт Христианство как мистический факт и мистерии древности.
Они знают, что могут лишь рассказывать
о своих новых опытах. И что здесь они становятся относительно других людей в
положение зрячего, сообщающего слепорожденному о своих зрительных восприятиях.
Они решаются сообщать о своих внутренних переживаниях в уверенности, что они
окружены людьми, чьи духовные очи хотя и закрыты сейчас, но могут открыться
благодаря силе сообщаемого им. Ибо они имеют веру в человечество и хотят
раскрывать духовные очи. Они могут только предлагать плоды, собранные их
собственным духом; видит ли их другой, или нет, это зависит от того, имеет ли он
понимание для того, что открывается духовному зрению. - В человеке есть нечто,
что в начале препятствует ему видеть духовными очами. Сначала он существует
вовсе не для этого. Он есть то, чем являются его чувства; а его рассудок есть
лишь их судья и истолкователь. Эти чувства плохо бы исполняли свою
задачу, если бы не опирались на верность и непреложность своих показаний. Плохим
был бы тот глаз, который со своей точки зрения не утверждал бы безусловной
реальности своих зрительных восприятий. Сам по себе глаз прав и своей правоты он
не утрачивает благодаря духовному зрению. Оно только позволяет видеть в более
высоком свете предметы, доступные чувственному зрению. И тогда человек не
отрицает ничего из того, что созерцало чувственное зрение. Но из виденного
излучается новое сияние, не виденное прежде. И тогда человек знает, что прежде
он видел только низшую действительность. Теперь он видит то же самое; но он
видит его лишь погруженным в высшее, в дух. Дело в том, ощущает ли он и
чувствует ли то, что теперь видит. Кто с живыми ощущениями и чувствами
подходит только к чувственному миру, тот в высшем мире видит только мираж,
"только" фантастический образ. Его восприятия приспособлены лишь для вещей
чувственных. Он попадает в пустоту, коль скоро хочет обнять образы духа. Едва он
хочет коснуться их, они отдаляются. Они ведь - "только" мысли. Он мыслит их; он
не живет в них. Для него эти образы менее реальны, чем мимолетные сны.
Они всплывают подобно мыльной пене, когда он противопоставляет себя своей
реальности; они исчезают перед тяжкой, прочно сооруженной действительностью его
внешних чувств. - Иначе происходит с тем, кто изменил свои ощущения и чувства по
отношению к внешней действительности. Она утрачивает для него свою абсолютную
устойчивость, свою безусловную ценность. Его восприятия и чувства не
притупляются, но они начинают сомневаться в своем безусловном господстве; они
уступают свое место чему-то другому. Мир духа начинает оживлять это место.
Здесь лежит однако страшная возможность. Она заключается в том, что человек теряет ощущения и чувства непосредственной действительности, а взамен не открывается перед ним иной. Он витает тогда как бы в пустоте. Самому себе он представляется как бы мертвым. Старые ценности погибли, новые для него еще не возникли. Тогда для него не существует больше ни мира, ни человека. - И это не только простая возможность. Для каждого, желающего придти к высшему познанию, это становится когда-нибудь реальностью. Человек достигает предела, где дух объявляет ему всякую жизнь как смерть. Тогда он больше не в мире; он под миром - в преисподней. Он совершает путешествие в Аид. Благо ему, если он не погибнет теперь. Если перед ним откроется новый мир. Он или исчезнет в нем, или предстанет перед самим собой преображенным. В последнем случае новое солнце, новая земля возникают перед ним. Из духовного пламени возрождается для него весь мир. Так описывают посвященные то, что происходило с ними в мистериях. Менипп повествует, что он отправился в Вавилон для того, чтобы последователи Зороастра провели его в Аид и обратно. Он говорит, что в своих странствованиях переплывал через великие воды, проходил через огонь и льды. Мы слышим от мистов, что их устрашали обнаженным мечом, с которого струилась кровь. Эти слова понятны, когда человеку известны этапы на пути от низшего познания к высшему. Ведь он испытал тогда сам, как вся твердая материя, все чувственное растекалось подобно воде, и он утрачивал под собою почву. Все, что прежде ощущалось им как живое, было убито. Как меч проходит сквозь живое тело, так дух прошел через всю чувственную жизнь; человек видел струившуюся кровь чувственного мира. Но затем возникла новая жизнь: человек поднялся из преисподней. Так говорит об этом оратор Аристид: "Мне казалось, что я касался Бога, чувствовал его близость и находился при этом между бодрствованием и сном. Дух мой был совершенно легок, настолько, что выразить и понять это не может ни один непосвященный". Это новое существование не подчинено законам низшей жизни. Возникновение и уничтожение не касаются его. Можно много говорить о вечном, но кто говорит об этом до своего нисхождения в Аид, слова того - "звук и дым". Посвященные по-новому смотрели на жизнь и смерть; только теперь считали они себя вправе говорить о бессмертии. Они знали, что непосвященный, говорящий о бессмертии, говорит о том, чего не понимает. Непосвященный приписывает бессмертие вещи, подчиненной законам возникновения и уничтожения. | ||
|