Библиотека >> Христианство как мистический факт и мистерии древности.
Скачать 96.18 Кбайт Христианство как мистический факт и мистерии древности.
С одной стороны оно
приводит к идее Христа, имеющей в неоплатонизме и сходных с ним мировоззрениях
отношение лишь к сфере чисто духовного; с другой же стороны - к слиянию этой
идеи Христа с историческим явлением, с личностью Иисуса. Автора Евангелия от
Иоанна можно назвать примирителем обоих течений. "В начале было Слово". Это
убеждение разделяет он с неоплатониками. Слово становится духом в недрах души:
таков вывод неоплатоников. Слово стало плотью в Иисусе: вот вывод Иоанна, а с
ним и христианской общины. Ближайшее значение того, каким образом Слово могло
стать плотью, было указано всем развитием древних мировоззрений. Платон
повествует о макрокосмическом событии. Бог распял крестообразно Мировую
Душу на Мировом Теле. Эта Мировая Душа есть Логос. Раз Логос должен стать
плотью, то, воплотившись, Ему надо повторить на Себе космический процесс. Он
должен быть пригвожден к кресту и затем воскреснуть. Эта важнейшая христианская
мысль давно уже была предначертана в древних мировоззрениях в качестве духовного
представления. Мист испытывал это как личное переживание при "посвящении".
"Вочеловечившийся Логос" должен был совершить это как событие, имеющее значение
уже для всего человечества. Итак, то, что в древней мудрости было событием
мистерий, в христианстве становится исторической действительностью. Чрез это
христианство сделалось исполнением не только того, что предсказывалось
иудейскими пророками, но и того, что прежде прообразовывалось в мистериях. -
Крест на Голгофе есть мистерия Древности, ставшая исторической
действительностью. В древних мировоззрениях мы прежде встречали этот крест, но в
исходной точке христианства мы встречаем его, как единожды совершившееся
событие, долженствующее иметь значение для всего человечества. С этой точки
зрения может быть понята мистическая сторона христианства. Христианство как
мистический факт есть ступень в поступательном развитии человечества; мистерии
же древности и их воздействия суть подготовление к этому мистическому факту.
Августин и церковь
Вся сила той борьбы, какая происходила в душах христиан при переходе от язычества к новой религии, сказалась в личности Августина (354-430). И когда мы взираем, как эта борьба совершалась в его духе, то вместе с тем таинственно наблюдаем такие же душевные битвы Оригена, Климента Александрийского, Григория Нисского, Иеронима и других. Августин является личностью, в которой из страстной и чувственной натуры развились глубочайшие духовные запросы. Он проходит сквозь языческие и полуязыческие миросозерцания. Он глубоко страдает от ужасающих сомнений, которые могут овладеть только человеком, испытавшим бессилие многих мыслей перед духовными запросами и вкусившим унизительное сознание: "может ли человек вообще что-либо знать?" Сначала представления Августина не выходили за пределы чувственно-преходящего. Духовное было ему доступно лишь в чувственных образах. Он испытывает как бы освобождение, когда поднимается над этой ступенью. Так говорит он в своей "Исповеди": "Желая мыслить о Боге, я должен был представлять себе вещественные тела и думал, что ничего не может существовать кроме подобного им; это и было важнейшей и почти единственной причиной заблуждения, которого я не мог избежать". Этим он указывает, к чему должен прийти каждый, кто ищет истинной жизни в духе. Есть мыслители, - и таковых не мало, - утверждающие, что вообще нельзя достичь чистого представления, свободного от всякого чувственного содержания. Такие мыслители смешивают то, что они должны, по их мнению, высказать о своей собственной душевной жизни, с человечески возможным. Вернее было бы сказать, что к высшему познанию человек может прийти только тогда, когда он развил в себе мышление, свободное от всякого чувственного содержания. Когда он развил в себе такую душевную жизнь, что представления в ней не перестают рождаться с прекращением наглядности, сообщаемой им чувственными впечатлениями. Августин рассказывает, как он поднялся до духовного созерцания. Он спрашивал повсюду: где же находится "божественное"? "Я вопросил землю, и она ответила: это не я, и все, что на земле, ответило таким же признанием. Я вопросил море и бездны и все, что они таят в себе живого: мы не Бог твой, ищи выше нас. Я вопросил веющие ветры, и вся воздушная область с ее обитателями ответила мне: обманывались философы, искавшие в нас сущность вещей; мы не Бог. Я вопросил солнце, месяц и звезды, и они ответили: мы не Бог, которого ты ищешь". И Августин понял, что одно только может ответить на его вопрос о Божестве - его собственная душа. - Она сказала: "Ни глаз, ни ухо не могут открыть тебе то, что во мне: только я сама могу открыть тебе это. И вот я непреложно говорю тебе: находится ли жизненная сила в воздухе или в огне, в этом люди могут сомневаться; но кто же станет сомневаться в том, что он живет, помнит, понимает, хочет, мыслит, знает и судит? Когда он сомневается, он все же живет, все же помнит, почему сомневается, понимает, что сомневается, хочет удостовериться, думает, знает, что ничего не должен принимать поспешно". | ||
|