Библиотека >> Христианство как мистический факт и мистерии древности.
Скачать 96.18 Кбайт Христианство как мистический факт и мистерии древности.
Кто уже до известной степени осознал в себе дух, поднимался
на высшую орденскую ступень и пользовался соответствующим авторитетом, конечно,
не навязанным извне, а естественно обоснованным на внутреннем убеждении. -
Близко к ессеям стояли жившие в Египте терапевты. Относительно их жизни можно
получить все желаемые сведения из произведения философа Филона "О
созерцательной жизни". Спор о подлинности этого произведения может считаться
теперь решенным, и предположение, что Филон действительно описал жизнь общины,
хорошо ему известной и существовавшей задолго до христианства, -
истинным.<<11>> Достаточно привести несколько мест из этого
сочинения, чтобы понять, о чем идет речь. "Жилища членов общины в высшей степени
просты и служат только для необходимой защиты от чрезмерной жары или холода.
Жилища расположены не тесно, одно рядом с другим, как в городах, ибо соседство
мало привлекательно для ищущих уединения; но также и не слишком далеко друг от
друга, чтобы не затруднять дорогих им общественных сношений и легче иметь защиту
в случае нападения разбойников. В каждом селении находится освященный покой,
называемый храмом или монастырем и представленный малой горницей или кельей, где
они исследуют таинства высшей жизни... У них есть сочинения древних
писателей, которые некогда были руководителями их школы и оставили много
толкований относительно методов, употреблявшихся в аллегорических
произведениях... Изложение священных писаний направлено у них на выяснение
более глубокого смысла аллегорических повествований". - Отсюда видно, что
дело шло о более широком распространении тех же знаний, которых искали и в
тесном кругу мистерий. Но понятно, что подобным распространением уже несколько
смягчался их суровый характер. - Общины ессеев и терапевтов являются
естественным переходом от мистерий к христианству. Христианство стремилось лишь
к тому, чтобы сделать достоянием всего человечества то, что у них было
достоянием секты. Тем самым закладывалось, конечно, основание для дальнейшего
смягчения их сурового уклада.
Из существования подобных сект становится понятным, в каком смысле эта эпоха была зрелой для принятия таинства Христа. В мистериях человек искусственным образом подготовлялся к тому, чтобы на известной ступени развития в его душе пробудился высший духовный мир. Внутри же общины ессеев и терапевтов душа работала над своим созреванием, для пробуждения в себе "высшего человека", путем соответствующего изменения образа жизни. Следующий шаг заключался уже в предчувствии того факта, что человеческая индивидуальность в повторной смене земных жизней может подниматься на все более и более высокие ступени совершенства. Обладавший таким предчувствием мог уже воспринять в Иисусе появление высоко-духовной индивидуальности. Чем выше духовность, тем больше и возможность совершить великое. И потому индивидуальность Иисуса могла совершить то дело, на которое столь таинственно указывают Евангелия в событии Иоаннова крещения, и тем, как они на него указывают, они ясно дают нам понять, что это было событием величайшей важности. - Личность Иисуса оказалась способной в собственную душу принять Христа, Логос, так что Он стал в ней плотью. С момента этого принятия, "Я" Иисуса из Назарета есть уже Христос, а внешняя личность - носительница Логоса. Это событие - то, что этим "Я" Иисуса становится Христос - описано в крещении Иоанна. В эпоху мистерий "соединение с духом" было доступно лишь для немногих посвящаемых. У ессеев вся община стремилась к такой жизни, через которую члены ее могли достичь подобного "соединения"; в христианстве же всему человечеству должно было быть явлено нечто, - а именно деяния Христа, - что могло сделать подобное "соединение" делом познания всего человечества.
О сущности христианства
Глубочайшее впечатление должно было оказывать на последователей христианства то обстоятельство, что отныне божественное Слово, вечный Логос, не предстоял им более в таинственном мраке мистерий как чистый Дух, но что они постоянно могли обращаться, говоря об этом Логосе, к исторической человеческой личности Иисуса. Прежде, в пределах действительности, усматривали Логос лишь в различных ступенях человеческих совершенств. Могли наблюдать тонкие и интимные различия в духовной жизни личности и видеть, каким образом и в какой степени оживал Логос в отдельных людях, искавших посвящения. Высшую степень зрелости обозначали как высшую ступень духовного бытия. Предшествующие ступени надо было искать в предыдущей духовной жизни. На настоящую же жизнь смотрели, как на преддверие будущего духовного развития. Сохранение духовной силы души и вечность этой силы утверждались в смысле иудейского тайного учения (книга Зогар): "Ничто не уничтожается в мире, ничто не делается добычей пустоты, ни даже слова и голос человека; все имеет свое место и свое назначение". Личность была только метаморфозой души, превращающейся из личности в личность. | ||
|