Библиотека >> Христианство как мистический факт и мистерии древности.
Скачать 96.18 Кбайт Христианство как мистический факт и мистерии древности.
Исследование того, каким образом
удовлетворялись эти потребности, приводит нас во мрак загадочных культов. Каждая
личность, находящая такое духовное удовлетворение, на некоторое время ускользает
из поля нашего наблюдения. Мы видим, что прежде всего народные религии не могут
дать ей того, чего ищет ее сердце. Она признает богов; но она знает, что в
обычных представлениях о богах не открываются великие загадки бытия. Она ищет
мудрости, заботливо охраняемой общиною жрецов, и у них она ищет убежища для
своей стремящейся души. И если мудрецы находят ее достаточно зрелой, то
постепенно возводят ее к высшему познанию в местах, скрытых от посторонних
взоров. То, что отныне совершается с этой личностью, закрыто от непосвященных.
На определенный срок она как бы совершенно исчезает из мира земного и кажется
перенесенной как бы в сокровенный мир. - И когда она снова бывает возвращена
дневному свету, то перед нами стоит уже иная, преображенная личность, которая не
находит достаточно высоких слов для выражения значительности своих переживаний.
Не только образно, но и в высшем реальном смысле она является для самой себя как
бы прошедшей через смерть и пробудившейся к новой, высшей жизни. И для нее ясно,
что никто, сам не переживший того же, не в состоянии правильно понять ее
слов.
Так было с лицами, посвящавшимися в мистерии, в ту таинственную мудрость, которой был лишен народ и которая проливала свет на наиболее высокие вопросы. Эта "тайная" религия избранных существовала наряду с религией народной. Ее начало скрывается для нашего исторического взгляда во мраке происхождения народов. Но мы находим ее везде у древних народов, куда только проникает наше познание. Мы слышим, с каким благоговением мудрецы этих народов говорят нам о мистериях. - Что же скрывалось в них, и что раскрывали они посвященному? Их загадочность увеличивается еще более, когда мы узнаем, что древние смотрели на мистерии, как на нечто опасное. Путь к тайнам бытия пролегал через мир ужасов, и горе тому, кто недостойно пытался туда проникнуть. Не было большего преступления, чем "предательство" тайны непосвященному. "Предатель" карался смертью и конфискацией имущества. Известно, что поэт Эсхил был обвинен в том, что перенес на сцену кое-что из мистерий. Он спасся от смерти только бегством к алтарю Диониса и судебным расследованием, показавшим, что он вовсе не был посвященным. Не только многозначительно было то, что говорили древние об этих таинствах, но и скрывало в себе несколько смыслов. Посвященный был убежден, что грешно рассказывать о том, что он знает, а непосвященному грешно об этом слышать. Плутарх сообщает о страхе, который испытывал посвящаемый, и сравнивает его состояние с приготовлением к смерти. Посвящению должен был предшествовать особый образ жизни, приспособленный к приведению чувственности под власть духа. Для этой цели служили пост, уединение, очистительные обряды и известные душевные упражнения. Все, к чему привязан человек в обыденной жизни, должно было потерять для него всякую цену. Все направление его ощущений и чувств должно было стать иным. - Невозможно сомневаться относительно смысла таких упражнений и испытаний. Мудрость, которую предстояло ему получить, только тогда могла оказать должное воздействие на его душу, если он предварительно переработал мир своих низших ощущений. Он вводился в жизнь духа и ему предстояло созерцание высшего мира, к которому он не мог создать в себе никакого отношения без предварительных упражнений и испытаний. А дело между тем все заключалось именно в этом отношении к высшему миру. Кто хочет правильно мыслить об этих вещах, должен иметь опыт в самых глубоких фактах познавательной жизни. Он должен ощущать, что существуют два весьма различных отношения к высшему познанию. - Мир, окружающий человека, прежде всего обладает для него действительностью. Человек осязает, слышит и видит процессы этого мира. Для него они действительны, потому что он воспринимает их своими чувствами. И он размышляет о них, дабы уяснить себе их взаимоотношения. - Напротив, то, что возникает в его душе, не является для него сначала в том же смысле действительностью. Ведь это "одни только" мысли и идеи. Самое большее, что он видит в них, - это картины действительности. Сами же они не обладают ею. К ним ведь нельзя прикоснуться; их нельзя слышать и видеть. Но существует и иное отношение к вещам, которое вряд ли сможет понять тот, кто безусловно придерживается описанной выше действительности. Для некоторых людей оно возникает в известный момент их жизни. И тогда все их отношение к миру меняется. Истинно реальными называют они те образы, которые возникают в их духовной жизни. Тому же, что слышат, осязают и видят их чувства, они приписывают лишь реальность низшего порядка. Они знают, что не могут доказать того, что утверждают. | ||
|