Библиотека >> Христианство как мистический факт и мистерии древности.
Скачать 96.18 Кбайт Христианство как мистический факт и мистерии древности.
Цирцея - это низшая сила
духа, которая держится за преходящее. Она может столкнуть человека,
злоупотребляющего ею, еще ниже, на степень животного. Одиссей должен преодолеть
ее, и тогда он готов сойти в преисподнюю. Он делается мистом и подвергается
опасностям, каким подвергается мист при переходе от низших степеней посвящения к
высшим. Он попадает к сиренам, которые сладкими, волшебными звуками увлекают
путников на гибель. Это суть образы низшей фантазии, за которыми прежде всего
устремляется человек, только что освободившийся от чувственного. Он достиг уже
степени свободно-творческого, но еще не посвященного духа. Он гонится за
призрачными образами, от власти которых должен освободиться. - Одиссей должен
совершить ужасный переезд между Сциллой и Харибдой. На первых шагах мист
колеблется между духом и чувственностью. Он еще не может охватить полное
значение духа, но и чувственность уже утратила для него прежнюю ценность. При
кораблекрушении погибают все товарищи Одиссея; он один спасается к нимфе
Калипсо, которая радушно принимает его и заботится о нем в течение семи
лет. Наконец, по велению Зевса, она отпускает его на родину. Мист поднялся
до ступени, на которой терпят поражение все спутники, исключая одного достойного
- Одиссея. В продолжение известного срока, определенного
мистически-символическим числом семь, этот достойный вкушает покой
постепенного посвящения. - Но, прежде чем достичь своей родины, Одиссей попадает
еще на остров феаков. Здесь он встречает радушный прием. Дочь царя дарит его
своим участием, и сам царь Алкиной угощает и чтит его. Перед Одиссеем еще раз
встает мир с его радостями, и приверженный к миру дух (Навсикая) пробуждается в
нем. Но он находит путь на родину - к божественному. Сначала его не ожидает дома
ничего хорошего. Жена его Пенелопа окружена многочисленной толпой женихов. Она
обещает каждому из них свою руку, как только окончит свою ткань. Исполнения
этого обещания она избегает тем, что каждую ночь распускает ткань, сотканную
днем. Одиссей должен победить женихов, чтобы опять мирно соединиться с супругой.
Богиня Афина превращает его в нищего, чтобы при входе он не был узнан. Так
побеждает он женихов. - Собственного, более глубокого сознания божественных сил
души ищет Одиссей. С ними хочет он соединиться. Прежде чем найти их, мист должен
победить все, что подобно женихам Пенелопы домогается благосклонности этого
сознания. Мир низшей действительности, преходящая природа, порождает толпу
женихов. Логика, обращенная против них, есть ткань, которая все снова
распускается, лишь только ее соткали. Мудрость (богиня Афина) является верным
вожатым к глубочайшим силам души. Она превращает человека в нищего, - то есть
снимает с него все то, что возникло из преходящего.
Вполне погруженными в мудрость мистерий являются элевсинские празднества, устраиваемые в Греции в честь Деметры и Диониса. Священный путь вел из Афин в Элевсис. Он был уставлен таинственными знаками, которые приводили душу в возвышенное настроение. В Элевсисе находились таинственные храмы, которые обслуживались жреческими родами. Достоинство жреца и связанная с ним мудрость наследовались у них из поколения в поколение.<<5>> Мудрость, которая давала право на служение в этих храмах, была греческой мистической мудростью. Празднества, происходившие дважды в году, являли великую мировую драму о судьбе божественного в мире и в душе человека. Малые мистерии происходили в феврале, великие - в сентябре. С празднествами были связаны и посвящения. Символическое изображение мировой и человеческой драмы составляло заключительный акт совершаемых здесь посвящений в мисты. Элевсинские храмы были воздвигнуты в честь богини Деметры, дочери Кроноса. До брака Зевса с Герой она родила ему дочь Персефону. Однажды, во время игр, эта дочь была похищена Плутоном, богом подземного царства. С горестными жалобами бродила Деметра по всей земле в поисках дочери. В Элевсисе дочери Келея, элевсинского повелителя, нашли богиню сидящей на камне. В образе старой женщины она поступила на службу в семью Келея ходить за сыном царицы. Деметра захотела дать бессмертие этому сыну. Для этого она каждую ночь погружала его в огонь. Но когда мать однажды узнала об этом, то стала плакать и жаловаться. Сообщение ему бессмертия сделалось отныне невозможным. Деметра покинула дом. Келей построил ей храм. Скорбь Деметры о Персефоне была безмерной, она наслала на землю бесплодие. Чтобы не случилось чего-нибудь ужасного, боги должны были примириться с ней. Тогда Зевс заставил Плутона отпустить Персефону назад на поверхность земли. Но бог преисподней дал ей перед тем вкусить гранатового яблока. Через это она была принуждена периодически вновь спускаться в преисподнюю. Отныне треть года она проводила в подземном мире, а две трети - на земле. Деметра примирилась с богами и возвратилась на Олимп. В Элевсисе же, городе своей скорби, она учредила праздничное служение, которое должно было впредь напоминать о ее судьбе. Нетрудно понять смысл мифа о Деметре и Персефоне. | ||
|