Библиотека >> Успехи ясновидения (трактаты для а.)
Успехи ясновидения (трактаты для а.)
Самуил ЛУРЬЕ
УСПЕХИ ЯСНОВИДЕНИЯ (ТРАКТАТЫ ДЛЯ А.) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Лурье С. Успехи ясновидения (Трактаты для А.) – СПб., «Пушкинский фонд», 2002. – 256 с. OCR & SpellCheck: Феня Пелешевская (kissens@inbox.ru), 28 ноября 2003 года. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- СОДЕРЖАНИЕ Успехи ясновидения Призраки позапрошлого Северный завет Бином Хайяма Воздушный замок сэра Томаса Предмет зависти всех людей Смерть в долине Миссисипи Золоченые шары справедливости Осенний романс Ночной смотр В пустыне, на берегу тьмы Опасные связи. Музыка Дельвига История литературы как роман Теоремы Чаадаева Тайна Кожаного Чулка Черный цветок К портрету Ковалева, или Гоголь-Моголь Гоголь, Башмачкин и другие Звезда утраты Заговор Катерины Принципы Тургенева Тютчев: послание к N. N Необыкновенная история Счастливый баловень судьбы Парадокс Чернышевского Н. И. Щедрин, он же М. Е. Салтыков Фет: жизнь и смерть Околдованный принц Евангелие Льва Русалка в сюртуке Самоучитель трагической игры Сказка о Буревестнике Миндальное дерево железный колпак Зощенко: клоун, философ, закрытое сердце Бог и Бродский УСПЕХИ ЯСНОВИДЕНИЯ На первых тысячах страниц Неизвестный Автор, пренебрегая занимательностью, то и дело предуведомлял главных героев о предстоящих событиях, в доступной их пониманию форме излагал Свои моральные и творческие принципы, а также план замышленной истории. Он ввел в повествование Своих чрезвычайных представителей — лиц бездействующих, но с очень сильным слогом, как бы воспроизводящим прямую Авторскую речь. Они комментировали эпизоды, оставшиеся позади, намечали содержание следующих глав, — и одному из них даже было доверено пересказать зашифрованный конспект эпилога... Но замысел, надо полагать, усложнился, объем творения необычайно возрос, и Автору наконец надоело обучать бесчисленных персонажей хоть по складам читать текст, в котором Он их поселил. Пусть забудутся этой своей пресловутой реальностью, пусть воображают себя соавторами сна, ведь им так интересно ловить друг дружку в темноте... Ведь именно это называют свободой. Кое-кто время от времени отваживается на индивидуальную попытку предугадать развитие сюжета. Образовался, например, целый разряд существ — и жанров, — обслуживающих автобиографическое любопытство: когда персонаж выражает готовность пойти на любые (в пределах разумного) издержки — только скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною. Полученную в ответ метафору пробуют обезвредить, как мину — не постигая устройства, — и вспышка разгадки совпадает с моментом взрыва. Другие предметы так называемого ясновидения: что сбудется со мною после и что будет с остальными без меня — занимают далеко не всех. Провидцам и прорицателям, разрабатывающим эти темы, плохо платят и мало верят, их выводы принимают за вымыслы. Кажется, что Автор, одинаково недовольный их самонадеянностью и нашим легкомыслием, нарочно представляет их немного смешными в глазах современников. I. Какова загробная жизнь Не приходится сомневаться, что Эмануэль Сведенборг был человек необъятных познаний, к тому же необыкновенно умный. Ведь это он первый установил, что наше Солнце — одна из звезд Млечного Пути, а мысли вспыхивают в коре больших полушарий мозга — в сером веществе. И он предсказал день своей смерти — пусть незадолго до нее, но точно: 29 марта 1772. Исключительно толковый, правдивый, серьезный, добросовестный представитель шведской знати; почетный член, между прочим, Петербургской АН. Вот что с ним случилось в Лондоне на пятьдесят восьмом году жизни (1745). Он сидел в таверне за обедом, как вдруг туман заполнил комнату, а на полу обнаружились разные пресмыкающиеся. Тут стало совсем темно средь бела дня. Когда мрак рассеялся — гадов как не бывало, а в углу комнаты стоял человек, излучавший сияние. Он сказал Сведенборгу грозно: «Не ешь так много!» — и Сведенборг вроде как ослеп на несколько минут, а придя в себя, поспешил домой. Он не спал в эту ночь, сутки не притрагивался к еде, а следующей ночью опять увидел того человека. Теперь незнакомец был в красной мантии; он произнес: «Я Бог, Господь, Творец и Искупитель. Я избрал тебя, чтобы растолковать людям внутренний и духовный смысл Писаний. Я буду диктовать тебе то, что ты должен писать». Диктант растянулся на много лет и томов: это было непосредственное Откровение — «то самое, которое разумеется под пришествием Господа», как понял вскоре Сведенборг. При его посредстве Создатель в последний раз объяснял человечеству смысл Библии, смысл жизни, а также раскрыл тайну нашей посмертной судьбы. Чтобы текст получился как можно более отчетливым — высоконаучным, Сведенборг получил допуск в загробный мир — побывал в раю, осмотрел ад, интервьюировал ангелов и духов; не довольствуясь признаниями умерших, сам отведал клинической смерти. | ||
|